Достопримечательности Киева
Когда земля уходит из-под Храма
Когда земля уходит из-под Храма

Автор Татьяна Варнина

Источник Дом Индекса

Как гласит «Повесть временных лет», Андреевская церковь стоит на той легендарной круче Старокиевской горы, где в свое время Андрей Первозванный воздвигнул крест и предсказал: «…На сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать».

После крещения Руси на столь благословенном месте начинают возводить храмы. В частности, до монголо-татарского нашествия здесь существовала Андреевская церковь Янчина монастыря. Уже после падения ига на месте Андреевской церкви строилась не одна деревянная церковь, последняя из которых простояла до 1724 г. и развалилась «от ветхих ветров».

Существующую ныне Андреевскую церковь возвели благодаря императрице Елизавете Петровне, по велению которой начались подготовительные работы по строительству Царского (Мариинского) дворца и придворного храма для духовных потребностей членов императорской семьи. Строительство храма финансировалось непосредственно из царской казны, и лишь часть средств указом императрицы киевскому генерал-губернатору Леонтьеву предлагалось взыскать из соляных, таможенных и шинкарских сборов. А в августе 1744 г. Елизавета собственноручно заложила в фундамент дворцовой церкви первый камень.

Расстрелли командовал из Петербурга

Интересно, что первый эскизный проект Андреевской церкви принадлежал отнюдь не Растрелли, а киевскому архитектору Й.-Г. Шеделю. Если бы осуществилась его идея, как указывает Мироненко О.К. в книге «Андріївська церква», то она вполне могла стать однокупольным храмом, на подходе к которому со стороны Подола и Владимирской улицы должны были красоваться триумфальные арки с треугольными фронтонами. Но Петербургская Канцелярия от строительства сочла проект неподходящим и отклонила, перепоручив задание придворному императорскому обер-архитектору Франческо Бартоломео Растрелли.

Архитектор в то время пользовался огромной популярностью, был буквально нарасхват, поэтому руководил постройкой из Петербурга. Все инженерно-строительные работы легли на плечи московского архитектора-инженера Ивана Мичурина. Поскольку Расстрелли за все время возведення храма так воочию и не видел места постройки, между ним и Мичуриным нередко возникали творческие недоразумения.

Например, вместо предложенных Мичуриным деревянных ступенек на подходе к Андреевской церкви, Растрелли настаивал на обустройстве каменного подъезда «чтоб каретой въезжать можно было». Петербургская Канцелярия от строительства поддержала практический подход Мичурина с одной оговоркой: Растрелли должен лично убедиться в невозможности реализации его проекта.

Строительство шло медленно. Летом 1749 г. солдаты Черниговского и Стародубского военных гарнизонов вырыли котлован, после чего работы пришлось приостановить: ветхий склон на высоте более 80 метров над уровнем Днепра оказался насквозь пропитан подземными ключами. Для большей прочности сооружения было решено дополнительно возвести своеобразный пьедестал-стилобат в виде двухэтажного здания, которое служило бы фундаментом для церкви и одновременно подсобным помещением. Для отведения подземных вод сделали дренажные отводы.

В 1753 году к строительству приступили с удвоенной силой: храм спешили закончить к приезду императрицы. В начале года все каменные, штукатурные, лепные работы были практически завершены. Причем Мичурин получил распоряжение от Растрелли покрасить церковь по образцу Преображенского собора в Петербурге: стены ― в зеленый цвет, а колоны, пилястры, карнизы и обрамления окон ― в белый.

Птицы вместо прихожан

К обещанному сроку императрица в Киев так и не приехала, а со временем Елизавете Петровне и вовсе стало не до малороссийских владений: в 1756 г. началась семилетняя война с участием России. Все это привело к тому, что отдельные экстерьерные и интерьерные работы в Андреевской церкви были завершены лишь в 1761 г., тогда же, к великому несчастью для церкви, умерла ее основательница, оставив храм без царской опеки и надлежащего финансирования. «Оставаясь без надзора и поддержания в продолжении шести лет, церковь получила значительные повреждения. Водяной ключ струился у восточной стены фундамента, который постоянно подгнивал и рассыпался; черепичная крыша, неплотно сложенная, пропускала дождь и снег; птицы залетали в разбитые стекла и вили гнезда внутри здания. В этом жалком виде храм и был освящен 19 августа 1767 г. митрополитом Арсением, который дал сюда несколько старых облачений и сосудов и приказал служить в нем монахам своей кафедры» (Титов Ф. Историческое описание Киево-Андреевской церкви, 1897).

Что делать с храмом без прихожан и содержания, в Киеве не знали. Тем более что в Петербурге Андреевскую церковь исключили из дворцового ведомства, лишь со временем закрепив за Киево-Подольским магистратом, который впрочем тоже отказался ее содержать. Так длилось без малого двадцать лет, пока новый настоятель Андреевской отец Самуил не отправил Синоду и малороссийскому наместнику Румянцеву жалобные письма следующего содержания: «…В Андреевской церкви крайняя нищета, в алтаре образовалась трещина и течь, штукатурка падает на престол, и все вообще обеднело и валится…»(Титов Ф. Историческое описание Киево-Андреевской церкви, 1897.).

Результат не заставил себя долго ждать: в 1787 г. городская дума выделила средства на исправление всех повреждений, а также отдала распоряжение снабдить ее необходимой утварью.

Спасители Андреевских куполов

Дальнейшая история киевской жемчужины Растрелли ― это чудеса жизнестойкости, проявленные Андреевской церковью в борьбе с непогодой, оползнями и прочими напастями. Ее несколько раз ремонтировали и реставрировали. В 1825–1832 гг. прежнюю черепичную крышу заменили железной, украсив купол звездами из белой жести. Следующий капитальный ремонт понадобился уже в 1841 г. — восстанавливали частично разрушенную кладку фундамента, деревянную лестницу заменили чугунной, а площадь вокруг церкви обнесли кованым забором.

Через девять лет известный публицист и общественный деятель Андрей Муравьев, подыскивавший для покупки на Андреевском спуске усадьбу, «обратил внимание на материальный упадок, в котором находился сей чудный храм великого зодчего Растрелли, и вся окружающая его местность» (Шленский Д., Браславец А. Андреевский спуск, 1998). Стараниями Муравьева были проведены противооползневые работы и устроена дренажная система. Церковь не только отремонтировали, но и приобрели для нее две картины-иконы «Проповедь апостола Андрея» и «Выбор веры князем Владимиром». Из очередной поездки в Палестину Муравьев, о котором заговорили как о спасителе Андреевской церкви, привез в дар храму частицу мощей апостола Андрея в серебряном ковчеге.

В истории церкви наступил относительно спокойный период, пока в 1891 г. в центральный купол не угодила молния и практически полностью его разрушила. Восстановительные работы поручили инженеру Кривцову. А когда в 1895 г. сняли леса, Академия художеств потребовала от «реставратора» объяснений ― оказалось, что купол изменился до неузнаваемости!

Негодование киевской общественности было столь велико, что была создана специальная комиссия в составе которой оказался известный киевский архитектор Владимир Николаев. Изучив историографические данные, специалисты пришли к выводу, что «большой купол производит диссонанс с малыми куполами, так как форма, какая дана большому куполу, не соответствует характеру остальных куполов и совершенно изменена против первоначальной. Главный же купол в исполненном ныне виде оставлен быть не может как измененный против существовавшего по своей красоте» (Мироненко О. К. Андріївська церква, 1978). Вернуть созданные Растрелли очертания купола взялся Владимир Николаев, что он с успехом и сделал в 1900 году.

В ХХ в. церковь не раз реставрировалась, во время Великой Отечественной войны в купол угодили осколки снаряда, но, к счастью, ни у кого больше не появлялось желание изменить облик Андреевской церкви по своему вкусу.

 

 


Нынче этот удивительный по красоте и жизнестойкости храм является частью Национального заповедника «София Киевская», руководство которой также озабочено укреплением холма, как и строители 250 лет назад. В частности, во время подготовки этого номера в Андреевской церкви проводятся очередные реставрационные работы.

«В 2006 году специальная комиссия Министерства по чрезвычайным ситуациям в составе геологов, геодезистов и архитекторов признала храм в аварийном состоянии, – рассказывает заведующая отделом «Андреевская церковь» Национального заповедника «София Киевская» Жанна Литвинчук. – Увы, подводные ключи и оползни преследовали Андреевскую церковь весь XIX и XX столетия. При этом автором первого дополнительного укрепления – стилобата – был именно Растрелли, а не Мичурин, как это утверждают некоторые. А вот воду отвел действительно Мичурин. В 2008 году был разработан проект и годом позже начались работы: для укрепления холма бурились сваи до метра в диаметре и 18-20 метром в глубину. Вокруг самой церкви под папертью сооружено специальное здание, позволившее облегчить нагрузку на холм.

Как пишут Дмитрий Шленский и Алексей Браславец (Андреевский спуск: культурологический путеводитель, 1998) в начале ХХ века одна из киевских газет, желая потешить почтенную публику, в номере за 1 апреля поместила заметку: «Вчера со страшным грохотом рухнула колокольня Андреевской церкви. Обломками кирпича завалило всю улицу. Спешите видеть!»

Предполагалось, что горожане, хорошо знающие внешний вид храма, посмеются, и на том все закончится. Но получилось иначе. Многие из Киевлян, прочитав сообщение, тут же  поспешили на место «происшествия» поглазеть на чудовищные разрушения. Розыгрыш удался, киевский обыватель был посрамлен, но возникли осложнения. Городской глава вместе с чинами городской управы тоже прибыл на место «катастрофы» для выяснения причин стихийного бедствия. Разразился скандал…