Достопримечательности Киева
Андреевская церковь, 1749-1767
Андреевская церковь, 1749-1767

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: " Видите ли горы эти? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и соорудит Бог много церквей. И сойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел из горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру..." - так Нестор-летописец в своей "Повести временных лет" рассказывает интересную легенду о пребывании первого из апостолов Христа на киевской земле. Было ли это так, или нет история не знает, но легенда интересная.

Само место, где мог бы быть апостол Андрей, в соответствии с описанием Нестора практически не вызовает никаких сомнений — это могли быть лишь высокие киевские кручи на Подоле — место живописное, которое вдохновляет на размышления о Боге.

 Существует  и другая легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз.
    Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье.

      Еще в XII-XIII на месте пребывания апостола находилось несколько церквей, которые по тем или иным причинам исчезали почти бесследно. Последняя церковь, которая имела название Крестовоздвиженськой сгорела в 1677 году .В 1690 году появляется первая Андреевская церковь, которая была деревянной, но со временем она сама по себе разваливается. С тех пор на горе был установлен, т.н. Андреевский крест. В середине 18-го столетия по заказу императрицы Елизаветы начинается строительство Андревской церкви. Существовало несколько проектов новой церкви, но преимущество отдали итальянцу Бартоломео Расстрелли. Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Все работы по проектом Расстрелли выполнял архитектор Иван Мичурин , который существенно дополнил итальянского творца шедевров. Интересно, что некоторое время строительство не начиналось, так как столкнулось с неожиданной преградой — священники вовсе не желали снимать освященный крест, который все еще стоял на горе и чинили этому акту всяческие преграды. Но так или иначе в 1749 году храм начал строиться. С 1767 года церковь начала свою деятельность

      Хотя, собственно, нельзя назвать Андреевскую церковь, в самом деле церковью в полном понимании этого слова. За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов — вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в 1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь . В 1843 году в следствии сильного сдвига церковь дает трещину. Нужна была немедленная реставрация, которую и сделали, правда, утратив при этом некоторые элементы Расстрелли. В начале 20-го столетия храм снова сталкивается с теми же проблемами. Его полная реставрация по чертежам Расстрелли была осуществлена Владимиром Николаєвым в 1900 году. Как это не удивительно, но во время сокрушительной борьбы с религией собор устоял, возможно потому, что сталинские «сатанисты» считали, что природа сама разрушит шедевр, но она оказалась бессильной. 

  Однокупольный пятиглавый храм имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и укрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена.

 К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница. Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви — балюстрада, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра. Внутреннее обрамление Андреевской церкви, разработанное В.В.Растрелли, близко к стилю  рококо.

 

  Интерьер храма очень пышный. Вот как его описывает Зоя Шамурина исследователь киевской старины начала 20-го в своем справочнике «Киев»: «…Высокій иконостасъ — ярко красный, испещренный золотыми узорами рам вокругъ иконъ, капителями на поддерживающих его колоннахъ. Каждая рама вокруг иконы поражает изяществом отделки, вычурной красотой изогнутых, беспокойныхъ линій; надъ рамами, надъ царскими дверями, на верху иконостаса — изваянныя головки и фигуры ангеловъ, больше похожих на шаловливыхъ, жизнерадостных купидоновъ.

      Вызывающе яркий красный иконостас, белыя легкія стены, изобиліе золотая и серебра… — как все это красиво!…, но как во всем этом мало храма, как это мало располагает къ молитвенному сосредоточенному настроению!

Храмъ-дворецъ, изящный и радостный — прелестный памятникъ легкомысленнаго века, когда люди разучились молится…»

К главным святыням церкви принадлежит частица мощей Андрея Первозванного, привезенная из Италии и хранящаяся в специальном ковчеге. Паломников привлекало дарованное императором Александром Евангелие в драгоценном, усыпанном бриллиантами, окладе.

  С 1958 г. Андреевская церковь — филиал Софийского музея- заповедника.