Знаменитые киевляне
Историк-киевлянин, воспевший свою родину
Историк-киевлянин, воспевший свою родину

Автор Юлия Ивашко

Источник http://www.realtymagazine.kiev.ua

 9 июня по старому стилю и 21 июня по новому стилю исполняется двести лет со дня рождения историка Николая Васильевича Закревского. Долгое время некоторые детали его биографии, несмотря на существование автобиографии, оставались невыясненными. Так, считали, что Н. В. Закревский происходил из дворянского рода на Полтавщине, тогда как на самом деле его корни — в мещанской семье, жившей на Подоле. Все детство Закревского было связано с Киевом, конкретно Подолом. Здесь, возле Притисско-Никольской церкви, жила семья его матери Варвары Александровны, а позже и она сама с мужем Василием Ивановичем, занимавшимся торговлей и имевшим собственную лавку у Контрактовой площади. Затем Закревские продали свой дом и купили другой — на улице Черная Грязь, около Флоровской улицы и Флоровского монастыря. Во время страшного пожара 1811 года, когда выгорел почти весь Подол, сгорел и дом семьи Закревских. После смерти отца в 1815 году мать Николая Васильевича вторично вышла замуж и покинула Киев. Именно тогда он впервые столкнулся с жесткой жизненной реальностью, и с этого момента начались его странствия по разным городам.

 

Мы до сих пор не можем точно установить названия тех городов в Прибалтике, где бывал Закревский: в одних изданиях Вейсенштейн назван Пайде, в других — не городом, а замком в Риге, одни приписывают его к Эстляндской губернии, другие — к Лифляндской. Примечательно одно: находясь на чужбине, Закревский не забывал о своей родине и по крупицам собирал сведения об исторических местностях и памятниках Киева, попутно упоминая легенды и курьезные факты.

В книге Закревского «Описание Киева», изданной в 1868 году, можно найти сведения и о малоизвестных в наше время старинных дачных местностях и местах отдыха киевлян. Одной из дачных местностей был Сырец, «смежное с Приоркою урочище с небольшим ручьем, лежащее к западу от Киевоподола, за бывшим Кирилловским монастырем». Издавна и Приорка, и все урочище Сырец принадлежали «ловким обитателям конвента», которые разбили здесь прекрасные сады и устроили «во множестве» водяные мельницы вдоль ручья Сырца. Истоком этого ручья был родник возле села Беличи, кроме того, он получал воду из множества родников и тек по глубокому оврагу, который дугообразно ограничивал возвышенную местность, носившую в княжеские времена название Дорогожичи. Благодаря Сырцу здесь возникли пятнадцать прудов с плотинами и водяными мельницами при них. Пруды эти тянулись почти до самой Петропавловской церкви на Куреневке. Возле Оболони ручей Сырец терялся в озерах и болотах вблизи источников реки Почайны.

Наличие хороших грунтов и воды позволяло выращивать здесь и овощи, и фрукты, что вместе с доходом от эксплуатации водяных мельниц обеспечивало благосостояние жителей Сырца. В ХІХ веке киевляне обратили внимание на урочище Сырец именно как на прекрасную и экологически чистую зону отдыха, расположенную недалеко от города. Тогда же здесь появились и первые дачи. Их отличительной особенностью было обязательное наличие прекрасных садов и ягодников на участках. Недалеко находились и известные дачи Кинь-Грусть. Правда, Н. В. Закревский жаловался, что дачный отдых на Сырце и Приорке нельзя назвать комфортным из-за неналаженного транспортного сообщения и удаленности от города, немногочисленности местного населения и отсутствия сферы обслуживания дачников. Эти неудобства, по его мнению, не могли компенсировать даже прекрасная природа и роскошные плодовые сады возле дач.

Живописным местом отдыха с давних времен была и местность под названием Осокорки, которую в 1538 году король Сигизмунд І пожаловал во владение Выдубицкому монастырю. В своих записях отец Павел Троицкий сообщал, что здесь имеются богатые сенокосы и множество озер: Тысячное, Грузное, Плоское, два озера Подбурных, Синятин, два озера Гачище, Клешня и Речище Осокорское. Во владения монастыря входил и Осокорский, или Миколаев остров, расположенный напротив устья Лыбеди, с криницей Вирищей, озерами Чепавахой, Малой и Великой Татарками, Порубежем, Калитой, Кривым и Поповым озерами. Осокорками Выдубицкий монастырь владел до конца XVI века, получая большой доход от сдачи земель и озер в аренду. Общая площадь владений составляла около 20 квадратных верст (приблизительно 20 кв. км). Примечательно, что в XVI веке такие рекреационные территории не предназначались для отдыха в современном понимании этого слова. Озера использовались не для купания или катания на лодках, а исключительно для вылова рыбы, лужайки — для сенокоса.

Такое рациональное отношение к местам отдыха характерно для большинства землевладельцев вплоть до ХІХ века. Похоже, что отдыхать на природе, ничего не делая, тогда еще просто не научились. Примером «рационально используемой» местности была и так называемая Неводницкая Пристань, или Неводичи, тоже принадлежавшая Выдубицкому монастырю. Эта местность находилась между Печерской и Выдубицкой горами, верхней частью Зверинца и Днепром. Живописная долина с Выдубицким холмом и озером в верхней ее части протянулась с юго-запада на северо-восток. Ручей Неводичи являлся естественной границей между владениями Киево-Печерской лавры и Выдубицкого монастыря. Эта местность изображена и на плане Ивана Ушакова 1695 года, на котором долина названа «боярак Душегубица». На плане видно, что в XVI-XVII веках вокруг Неводичей находились хвойные леса и редкие «хутора на горах». Н. Закревский сообщает, что в том месте, где оканчивается долина Неводичи, в XVI веке вдоль Днепра тянулось большое озеро, в котором монахи ловили отличную рыбу. В XVII веке озеро постепенно слилось с руслом Днепра, поэтому на плане 1695 года его уже нет. Тогда же, в конце XVII века, на Зверинце, в верхней части долины Неводичи, находилось озеро, почему-то названное Проклятым.

Неводницкая Пристань и прилегающие к ней холмы составляли историческую местность под названием Зверинец. Известно, что именно на Зверинце находился так называемый Красный двор — загородная резиденция киевских князей. История Зверинца связана с именами князей Юрия Долгорукого и Данилы Галицкого. Последний был здесь проездом в 1250 году, уже после татаро-монгольского нашествия на Киев. В княжеские времена Зверинец был местом охоты князей и дружины на диких зверей (тогда пиры и охота были лучшим отдыхом); позже здесь возникло небольшое поселение, принадлежавшее Выдубицкому монастырю. После основания в 1810 году Зверинецкой крепости местные территории начали осваиваться под застройку, и, как сообщает Н. Закревский, вместо густых лесов вокруг озера в долине Неводичи возникло поселение. В конце ХІХ — начале ХХ века Зверинец был сплошь застроен маленькими усадебными домиками с великолепными садами, где можно было поселиться на лето.

Сегодня редко вспоминают о том, что большие живописные сады находились в самом сердце Киева. Один такой сад ранее принадлежал Михайловскому монастырю, а в XVII веке в записках доминиканца Петра Розвидовского он упоминается уже как сад Кучинского (Куковского). Этот сад на склонах горы близ Трехсвятительской церкви почему-то не пленил Розвидовского своей живописностью: он считал, что в сад Кучинского «ведьмы слетались». Правда, изображения «сада Михайловского монастыря» на плане 1695 года нет, на его месте И. Ушаков изобразил безлесную киевскую гору. Как сообщает Закревский, в ХІХ веке этот сад был уже городским и носил название Аптекарского — возможно, потому, что внизу, под горой, находился аптекарский магазин с каменным домом.

Н. Закревский интересовался не только тем, где жили и как отдыхали киевляне, но и тем, какими они были. К примеру, во многих его книгах можно найти упоминание о доме, или каменице Артемихи — одном из считанных каменных жилых зданий, существовавших на Подоле до пожара 1811 года. Сохранились и изображения этого двухэтажного дома с черепичной кровлей, который находился напротив Житнего Торга. И только один Закревский рассказал о том, кем же была эта Артемиха, о которой он слыхал еще в юности: очень богатой женщиной, которая любила роскошь и в те годы, когда все подоляне ютились в деревянных полутемных хибарах, выстроила красивый каменный дом в стиле раннего украинского барокко, приказав слугам устилать полы комнат в доме дорогими коврами и мягкими тюфяками. Вместе с тем Артемиха была очень черствой и деспотичной по отношению к тем, кто от нее зависел. Судьба наказала ее: в одночасье она лишилась всего, чем владела, а люди настолько ненавидели ее, что не оказали ей помощи, и она умерла бездомной, на соломе, как нищенка, в двух шагах от своего бывшего роскошного дома…

Несмотря на то, что со дня рождения Николая Закревского прошло двести лет, обнаруженные и опубликованные им сведения интересны и сегодня. Именно об этом говорили все участники посвященной 200-летнему юбилею Н. В. Закревского научной конференции, которую проводила Государственная научная архитектурно-строительная библиотека имени В. Г. Заболотного. Наверное, символично, что проходила эта конференция в тех местах, где родился и провел детство выдающийся историк…