Знаменитые киевляне
«Я стал известен во всем мире…кроме своей родины»
«Я стал известен во всем мире…кроме своей родины»

Автор Галина Демченко

Источник Сегодня

Недавно исполнилось 132 года со дня рождения Николая Бердяева -- уроженца Киева, ставшего одним из ведущих европейских философов ХХ века. "В новые времена иссякает в господствующем сознании творческое дерзновение", -- сделал когда-то вывод Бердяев -- и дерзнул. Раз и навсегда отвергнув обыденность, он распахнул окно в космос философии.

АПОЛОГЕТ СВОБОДЫ

Основная тема творчества Бердяева — духовное мировосприятие человека. Во всех своих трудах он отстаивал свободу личности. Уже в 14 лет читал Канта и Гегеля. В студенческие годы увлекся научным социализмом, но скоро осознал гибельность теории, которая обезличивает человека. Постепенно творческие искания приводят Бердяева к христианству. Он делает вывод — духовность человека связана с божественной духовностью. И это убеждение остается у него на всю жизнь.

БИОГРАФИЯ Н.А. Бердяев родился 6 (19) марта 1874 г. в Киеве в аристократической семье потомственного военного (мать — урожденная княжна Кудашева). Учился в Киевском кадетском корпусе. Затем поступил в Киевский университет Святого Владимира (ныне — им. Тараса Шевченко). Но через 3 года был исключен и сослан в Вологду за участие в социал-демократическом движении. В 1904 г. женился на своей единомышленнице Л.Ю.Трушевой (впоследствии она перешла в католичество). В 1920 г. Бердяев стал профессором Московского университета, а в 1922 г. в числе 160 крупнейших ученых России был выслан из страны. Сначала жил в Германии, потом во Франции. Во время войны поддерживал французское Сопротивление. В 1946 г. Бердяеву было возвращено советское гражданство. Но в Россию он не вернулся, узнав о возобновившихся репрессиях. Умер 23 марта 1948 г. за письменным столом, работая над очередной книгой.

Одни считают Бердяева религиозным философом. Другие называли его выразителем аристократизма социализма. Он же о себе говорил — «верующий вольнодумец». По словам мыслителя, «Дух безмерной свободы разлит по всему Евангелию, каждое слово Христа есть слово освобождающее». Размышления о соотношении Бога и зла приводят Бердяева к заключению, что Бог не всесилен. Он не властвует в мире, а побеждает темное хаотичное начало, которое было вечно, и ищет в человечестве поддержку. Поэтому Бог нужен нам, а мы нужны ему. Бердяева не пугал конец света, так как он считал его и концом тьмы. Задача человека в этом мире — не эгоистическое спасение собственной души, а духовное творчество в поисках истины… (живи он в средние века, не миновать ему костра инквизиции).

Философ-гуманист принимал общие принципы социализма, но русских социал-демократов не считал социалистами. Он был непримирим к какой бы то ни было диктатуре. «Не только злоба против добра, но и злоба против зла разрушает духовный мир человека», — писал он. К демократии относился отрицательно — «количественное большинство всегда в истории эксплуатировало и насиловало, притесняло и гнало качественное меньшинство, духовные индивидуальности». Было бы неверно приклеивать ему ярлык. «Бердяев свободно ходил по всем мирам», — заметил о нем Александр Мень. И еще: «Бердяев все сказал!»

На протяжении всей своей жизни Николай Александрович неутомимо писал. 500 его статей и книг переведены на 20 языков. Их список, изданный в Париже, составил целый том в 10 печатных листов. В СССР книги Бердяева были запрещены.

ГЛАВНЫЕ ТРУДЫ «Философия свободы»(1911), «Смысл творчества»(1916), «Смысл истории»(1923), «Философия свободного духа»(1927), «О назначении человека»(1931), «Истоки и смысл русского коммунизма»(1938), «Русская идея» (1946), а также автобиографический труд «Самопознание» (1948).

Однако, подобно тому, как взбираться на Эльбрус под силу только альпинистам, философские открытия Бердяева доступны лишь посвященным. Читать его работы без соответствующей подготовки непросто. И все же увлекательно — его умозаключения оригинальны и неожиданны. Например:

ЛЮБОВЬ ВСЕГДА НЕЛЕГАЛЬНА

По Бердяеву, легальная любовь есть любовь умершая. Легальность существует лишь для обыденности, любовь же выходит за ее рамки. Это утверждение философ обосновывает в своей книге «Смысл творчества». Он отмечает, что церковное и общественное сознание признает существование трех видов половых отношений: законного брака, разврата и аскетизма, которые определяются по их отношению к сексуальному акту. А какое же место занимает любовь? Она не вмещается ни в одну из этих категорий. Дело в том, что связь любви с сексом — косвенная. «Тайна пола совсем не есть сексуальный акт, совершаемый для добродетельного деторождения или для развратного наслаждения», — в любви он происходит «стихийно, по страсти, для призрачного самоудовлетворения».

Обывательская психология бессознательно господствует над человеком. Общество не считает любовь мировой проблемой и предоставляет ее исследовать поэтам. Любовь — вне науки и вне закона. «В ней есть что-то аристократическое и творческое, глубоко индивидуальное, внеродовое, не каноническое, не нормативное, она непосильна сознанию среднеродовому», — отмечает Бердяев. Для продолжения рода любовь не требуется. Она остается где-то в стороне — «тайна половой любви как абсолютная тайна двух недосягаема для общества». Разврат можно как-то ограничить и упорядочить. Любовь не поддается никаким ограничениям, в ней есть роковое семя гибели. Ромео и Джульетта без колебаний выбрали смерть. По мнению Бердяева, «семя разложения любви заложено уже в сексуальном акте», брак от этого не предохраняет. Как не предохраняет и от разврата (имеется в виду половая связь между мужем и женой, которая теряет свое «неземное» содержание и приобретает характер чувственного удовольствия). Иначе говоря, брак разделяет сердца влюбленных. Правда, при этом рождается новая любовь — к детям.

Семья — это хозяйственная ячейка прежде всего. «Половые отношения людей никогда не вмещались в форму семьи, всегда переливались через все границы». Однако подобно тому, как государству необходимы законы, в семье — этом маленьком государстве — должны существовать нормы и ограничения. Бердяев отмечает лицемерное отношение церкви и общества к половым отношениям (сексуальный акт греховен, а рождение детей — богоугодно). Но «Новый Завет по глубокой мистической своей сущности отрицает семью», так как отрицает грех сексуального акта. Недаром Булгаков отправил Мастера и Маргариту, которые так и не стали мужем и женой, в иной мир. Чтобы не померкла их любовь.

«Поразительно, почти страшно это молчание православия и всего христианства о любви… Можно сказать, как относится к сексуальному акту и его последствиям христианское богословие, и этика, и научная биология, и социология, но неизвестно, как они относятся к любви». «Послушание любви выше, духовнее послушания семье», а так как любовь выше людей, любви неразделенной быть не может, убежден Бердяев.

Мужчина и женщина переживают любовь по-разному — Она растворяется в этом чувстве безраздельно, а Он лишь выдвигает любовь на первый план, сохраняя всю «мизансцену». «Есть глубокое, трагическое несоответствие между любовью женской и любовью мужской… Женщина… гораздо менее человек, гораздо более природа… в стихии женской любви есть что-то жутко страшное для мужчины, что-то грозное и поглощающее, как океан… На этой почве вырастает безысходная трагедия любви». Видимо, именно это погубило Анну Каренину. Что же касается самих супругов Бердяевых, то они прожили свою жизнь в мире и согласии.

ТАЙНА ДВУХ

Последние 10 лет жизни Бердяев провел в городе Кламаре под Парижем, получив в наследство от друга семьи — англичанки Ф. — дом, очень уютный, с небольшим садом и большими каштанами. Судя по дневнику его жены Лидии Юдифовны, жили они очень скромно. Несмотря на то, что Николай Александрович много писал и публиковался, деньги уходили на бесконечные налоги. Супруги не имели возможности куда-либо выезжать. И все-таки они были счастливы. Николай Александрович боготворил жену. Из дневника Л.Ю.Бердяевой:

«Перед сном, как всегда, Ни приходит в мою комнату, садится в большом кресле, и мы говорим о впечатлениях дня… Это часы, когда мы ведем самые интересные и интимные беседы… Ни очень заботлив… Я так избалована его любовью, его необычайным отношением к себе. И часто кажется мне, что я мало ценю такое отношение… «Ты у меня одна», — слышу его голос… Знаю это, всегда знала и знаю, а все же иногда мало ценю, мало осознаю (как сейчас) всю значительность и ценность этих слов… А Ни в сущности так мало нужно. Я редко видела человека столь скромного, скажу даже — аскетически скромного в своих потребностях. Он не терпит роскоши, очень аккуратен и экономен. Ничего лишнего себе не позволяет… О «себе», о «своем» более глубоком, интимном и он, и я говорим только друг другу. И это с первого же дня встречи… Оглядываясь на 30 лет жизни с Ни, я вижу, какое это огромное счастье выпало на мою долю. За все эти годы я не помню с его стороны ничего, что бы меня огорчило, обидело, причинило боль… В Ни я нашла то, чего, мне казалось, в жизни найти нельзя… Широкий и свободный ум, глубину и какую-то детскую чистую и правдивую душу… Мне часто приходится скрывать от него свое нездоровье или дурное настроение, зная, как болезненно отражаются на нем и мои болезни, и душевные состояния. Да, иметь около себя такого любящего друга — это счастье! Не говорю уже о ценности нашего духовного общения… подлинный брак есть брак духовный».

НАСЛЕДНИКИ ГЕНИЯ

Творчество Николая Бердяева высоко ценил Александр Мень. В 1988 г., узнав о создающемся в Москве музее философа, он посетил его молодого организатора Александра Цветкова — горячего поклонника Бердяева. Несмотря на то, что музей был в стадии зарождения, сам факт его появления священник назвал отрадным и потрясающим, а реакция москвичей на опубликование в октябре 1991 г. «Московским комсомольцем» телефона музея (квартиры Цветковых) подтвердила актуальность его создания. В первые же несколько дней позвонили более двух тысяч человек, желавших побеседовать с Николаем Александровичем лично. Пришлось через газету объяснять, что Бердяев, к огромному сожалению, умер еще в 1948 году и ни с кем поговорить не может. Вскоре Саша Цветков тяжело заболел и в 1993 г. умер в свои 27 лет от роду, успев все же написать книгу о жизни Бердяева, которая была издана в Америке. И московский музей прекратил свое существование. А во Франции музей философа был организован вскоре после его смерти — в том самом доме, где Николай Александрович жил и скончался. Он действует по сей день.

Во многих странах — в Германии, США, Японии и др. — собираются симпозиумы и конгрессы, посвященные изучению творчества Бердяева. Сам он перед смертью говорил с горечью: «Мне готовят Нобелевскую премию, я имею теперь звание доктора, я стал известен во всем мире, кроме своей родины». Николай Александрович любил Киев и считал его одним из самых красивых городов Европы. Семья Бердяевых жила на Липках, крестили мальчика в Печерско-Спасской церкви. Когда отец вышел в отставку, они переехали в свой дом в Обухове. Нет сомнений, что Бердяев владел «рідною мовою» — его родной брат Сергей стал украинским поэтом. Но никаких видимых следов о киевском периоде жизни знаменитого мыслителя, который провел здесь 24 года, нет.

Бердяев называл себя русским философом. Естественно, не потому, что разделял философию на «русскую» и «украинскую». Любое разграничение суть ограничение, а значит несвобода. И все же отрадно, что именно украинской интеллигенции принадлежит честь организации в мае 1991 г. в Киеве первых Бердяевских чтений. В 1999 г. наша столица вновь принимала поклонников знаменитого мыслителя — по случаю его 125-летия здесь проходили Международные Бердяевские чтения, в которых приняли участие более 120 ученых. При подготовке конференции не обошлось без стандартной проблемы — на каком языке ее проводить? С большим трудом организатору чтений Татьяне Дмитриевне Суходуб удалось склонить ученых к толерантному решению — на конференции звучал и русский, и украинский. На проблему национальной идентичности Бердяева указал «Сегодня» и один из участников тех чтений — профессор Украинского католического университета во Львове Антуан Аржаковски (его бабушка была секретарем у Бердяева). Нация — это открытое общество. Можно издавать книги Бердяева и на украинском языке.

В том же 1999 г. была предпринята попытка открыть мемориальную доску на здании Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, но помешал, как нам намекнули в философских кругах, «русский дух» Бердяева. Киев мог бы гордиться тем, что является родиной мыслителя мировой величины. Но единственное, чем мы можем похвастать, — это сборником докладов, прозвучавших на юбилейных Бердяевских чтениях, изданном в прошлом году благодаря энтузиазму и настойчивости украинских ученых.