Достопримечательности Киева
Киев: наука и культура
Киев: наука и культура

Максим Федорович Берлинский родился в 1764 году в селе Новая Слобода, ныне Сумской области. С 1776 по 1786 год учился в Киево-Могилянской академии. После ее окончания два года проработал преподавателем Учительской семинарии в Санкт-Петербурге.

В 1788 году в Киеве было открыто Главное народное училище, позже ставшее Первой Киевской гимназией. Здесь Максим Берлинский преподавал географию и историю, а в Киевской духовной академии – математическую географию и всемирную историю в институтском классе.

В 1800 году вышел в свет его учебник, получивший широкое профессиональное признание, «История российская для употребления юношеству». В том же году им была подготовлена к печати «История города Киева». Более ста семидесяти лет книгу считали утерянной. Максим Берлинский первым в научном мире проявил интерес к древнему Киеву, в частности к его детинцу. Подготовленный ученым материал оказал большое влияние на дальнейшее развитие киевоведения. Древние киевские сооружения, оставшиеся еще со времен средневековья, сначала уничтожил пожар Подола 1811 года, а затем, спустя 23 года, реконструкция Верхнего города.

В 1820 году вышло подготовленное ученым «Краткое описание Киева».

С 1815 по 1825 год Максим Берлинский в качестве члена и корреспондента состоял в кружке, созданном Н. Румянцевым, который объединил под своей крышей таких ученых-историков, как А. Востоков, Е. Болховитинов, К. Калайдович, П. Кеппен, П. Строев. Максим Берлинский отсылал сюда копии документов из Киево-Печерской лавры, Софийского собора, Михайловского Златоверхого, Межигорского монастырей. Он передал в кружок древнейшие планы Киева, изображения греческих букв на стенах Десятинной церкви, рукопись «Печерского Патерика» из Ближних пещер Лавры и другие ценные историографические материалы.

Результаты своих исследований публиковал в изданиях «Улей», «Украинский журнал», «Молодик».

В 1834 году Максим Берлинский занимал должность главы первого правления Университета св. Владимира, фактически исполняя обязанности ректора до прибытия в Киев первого ректора университета – М. Максимовича. В том же году некоторое время он работал инспектором Киевской гимназии.

Последние годы жизни Максим Берлинский провел самостоятельно на Липках в Киеве. Его дом (на месте дома №27 по улице Лютеранской) простоял до 1930-х годов, позже был разрушен.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Николай Иванович Петров родился в 1840 году в селе Вознесенское, теперь Костромской области Российской Федерации. В 1865 году закончил Киевскую духовную академию, в том же году получил степень магистра богословия.

В 1870 году он становится доцентом Киевской духовной академии по кафедре теории словесности, обзору иностранных литератур и истории российской литературы. В 1872 году Николай Петров избран секретарем Церковно-археологического общества, которое было основано при Киевской духовной академии.

Почти шестьдесят лет профессиональной деятельности ученый отдал на изучение украинской литературы. Наибольшую известность он получил благодаря фундаментальным исследованиям по истории древней и новой украинской литературы. В 1882 году из под пера исследователя вышла первая в своем роде работа «Старинный южнорусский театр и в частности вертеп». В 1880 году появляются его «Очерки из истории украинской литературы XVIII ст.», а в 1884 году – «Очерки истории украинской литературы XIX ст.».

С 1878 по 1919 год Николай Петров возглавлял Церковно-археологический музей, созданный Церковно-археологическим обществом. Это был первый подобный музей по полноте коллекций и научному значению в Украине и России. Его собрание включало около сорока тысяч памятников культуры из Украины и разных стран.

В 1870-х годах выходят книги Николая Петрова, посвященные изучению народного быта и фольклора. В 1871 году была издана его работа «О народных праздниках в Юго-Западной России», а в 1877 году появились «Южнорусские легенды (по поводу книги «Малорусские предания и рассказы» М. Драгоманова)».

В конце 1880-х – начале 1890-х годов вышли его историко-краеведческие работы: «Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края» (1888 год), «Белоруссия и Литва» (1889 год), «Подолие. Историческое описание» (1891 год), «Бессарабия. Историческое описание» (1892 год).

Определенное внимание Николай Петров уделял изучению истории Киева. В 1896 году появилась его монография «Киев, его святыни и памятники», через год вышли «Историко-топографические очерки древнего Киева».

В 1904, 1906, 1907, 1908 годах в пяти томах под авторством ученого выходят «Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии».

Николай Петров был членом Киевского общества древностей и искусств, Киевского общества охраны памятников старины и искусства, Украинского научного общества в Киеве и Научного общества имени Т. Шевченко во Львове.

Похоронен в Киеве возле Фроловского женского монастыря.

 

Николай Васильевич Шарлемань родился в 1887 году в Кременчуге. У него не было законченного среднего и высшего образования. Вольным слушателем Николай Шарлемань прошел курс агрономического отдела Киевского политехнического института по специальности «прикладная зоология».

В 1908 году молодой зоолог был избран ученым секретарем Киевского орнитологического общества имени К. Кесслера. Через год вышла его первая работа «Список птиц окрестностей Киева».

Николай Шарлемань давал консультации при организации нового зоологического сада на Брест-Литовском шоссе (ныне проспект Победы). В 1912 году ученый выступил одним из основателей Днепровской биологической станции на Черторые.  В 1914 году вместе со своими коллегами он организовывает курсы по подготовке руководителей экскурсий по природе в околицах Киева. В 1920-х Николай Шарлемань работал директором заповедника на Днепре – научно-исследовательской рыбохозяйственной станции «Конча-Заспа». Он также выступил одним из инициаторов создания заповедника «Аскания Нова» (бывший участок немецких поселенцев Фальц-Фейнов).

Николай Шарлемань стоял у истоков Украинской Академии Наук. В 1919 году становится зоологом и ученым-консерватором зоологического кабинета УАН, через год его избирают главой зоологической секции. Еще через два года он член, а позже – ученый секретарь комиссии краеведения ВУАН.

В 1936 году Николаю Шарлеманю присвоили ученую степень кандидата биологических наук. В 1937 году он защитил докторскую диссертацию, а в 1938 году становится профессором прикладной зоологии.

Круг интересов и научных разработок ученого был разносторонним, из-под его пера вышло более двухсот научных работ. Николай Шарлемань – автор брошюр по природе Украины («Птицы УССР», 1938 год; «Звери Украины», 1920 год; «Материалы по фауне зверей и птиц Черниговской области», 1936 год), учебников и других научных и научно-популярных материалов.

Во время оккупации Киева немцами Николай Шарлемань остался в городе. В 1943 году вместе с другими сотрудниками Института зоологии он выехал в Познань. В 1946 году ученый был репатриирован, однако устроиться на работу в Институт так и не смог. Он работал профессором в Лесохозяйственном институте с почасовой оплатой, позже – консультантом Киевской станции защиты растений и инспектором Главного управления по делам охоты.

Много внимания Николай Шарлемань уделял изучению животного и растительного мира Киевской Руси. Фрески и граффити Софийского собора он сопоставлял с текстом «Слова о полку Игоревом», а также с записками Г.-Л. де Боплана и А. Ван Вестерфельда.

В последние годы жизни ученый занимался активной природоохранной деятельностью: заботился о сохранении реки Почайны в связи с застройкой Оболони, природы Труханова острова, выступал за возрождение рыболовецкого заповедника «Конча-Заспа».

Похоронен на Зверинецком кладбище в Киеве.

 

Федор Людвигович Эрнст родился в 1891 году. Закончил Глуховскую мужскую гимназию. В 1909 году поступил на философский факультет Берлинского университета, с 1910 года учился на историко-филологическом факультете Университета св. Владимира в Киеве. В 1912-1914 годах Федор Эрнст на основе материалов Киевского художественно-промышленного и научного музея подготовил конкурсную работу «Киевская архитектура XVII-XVIII веков». В 1913-1914 годах он публикует свои первые научные разыскания и рецензии.

Во время Первой мировой войны Федора Эрнста арестовывают и ссылают в Оренбургскую губернию, после Февральской революции он возвращается в Киев, где заканчивает университет и остается в нем профессорским стипендиатом. Свою преподавательскую деятельность начал в 1918 году с серий лекций «Мистецтво й старожитностi Києва».

Федор Эрнст занимался сбережением музейных собраний и частных коллекций во время смен политической власти и военных действий в Киеве. В феврале-марте 1918 года он проводит описание памятников архитектуры и истории города, поврежденных от боевых действий в январе 1918 года.

В 1920-1921 годах, как инструктор музейно-выставочной секции Губнаробразования, Федор Эрнст составил сотни детальных описаний собраний киевлян, на которые выдавались охранные грамоты.

В 1923 году киевский искусствовед был избран заведующим художественным отделом Первого Государственного музея (ныне Национальный художественный музей Украины). За десять лет при руководстве Федора Эрнста коллекция отдела увеличилась более чем в десять раз. Музейное собрание пополнили виды Киева художника Гроте, оригинальные рисунки с киевскими сюжетами М. Сажина, художественные работы Т. Шевченко.

В 1926 году Федор Эрнст начал работу инспектором Киевской краевой инспектуры охраны памятников культуры, которая следила за историко-культурным наследием Киевщины, Волыни, Подолья и Черниговщины. По инициативе инспектуры был создан Государственный Киево-Кирилловский заповедник, проведены археологические исследования Золотых ворот, начаты обследование и реставрация фресок и мозаик Софии Киевской.

Федор Эрнст оберегал художественные собрания музеев Белой Церкви, Путивля, Глухова, Винницы, заботился о судьбе замка князей Острожских в Староконстантинове, Каменец-Подольской крепости, Спасо-Преображенского монастыря в Новгород-Северском.

Как член комиссии истории Киева и Правобережной Украины Исторической секции ВУАН Федор Эрнст активно участвовал в обосновании концепции Музея города Киева.

В 1933 году Федор Эрнст был арестован и осужден на три года лишения свободы. Наказание отбывал на строительстве Беломор-Балтийского канала, где создал музей его истории в Повенце. В 1937 году поселился в Алма-Ате. Здесь он возглавил работу по созданию Казахской национальной художественной галереи. С 1938 по 1941 год Федор Эрнст занимал должность заместителя директора по научной работе Башкирского художественного музея в Уфе. В июле 1941 года арестован во второй раз, по приговору особого совещания при НКВД СССР расстрелян.

Место захоронения неизвестно.

 

Юрий Алексеевич Меженко родился в 1892 году в Харькове. В 1894 году переехал с родителями в Чернигов, где в 1912 году закончил гимназию. С 1912 по 1917 год он учился на историко-филологическом факультете Московского университета, по окончании университета вернулся в Украину.

В 1918 году Юрий Меженко работал в библиотечно-архивном отделе при Министерстве народного образования, через год он становится главой секции охраны библиотек при внешкольном отделе НКО, с 1919 по 1922 год занимает должность директора Главной книжной палаты в Киеве.

Юрий Меженко был в числе организаторов спасения частных библиотек и книгособраний, упраздненных учреждений во время революции и гражданской войны, которые легли в основу Всенародной библиотеки Украины (ныне – Национальная библиотека Украины имени В. Вернадского НАНУ).

В 1922 году создается Украинский НИИ книговедения (УНИК). Юрий Меженко был его первым директором. Библиограф редактировал издания УНИКа: журнал «Библиологические известия», «Труды», Научно-популярную библиотеку книговедения. В 1931 году Юрий Меженко был вынужден написать заявление об увольнении с должности директора УНИКа.

В 1934 году он переезжает в Ленинград. Здесь с 1934 по 1945 год библиограф работает в консультационно-библиографическом отделе Государственной публичной библиотеки имени М. Салтыкова-Щедрина. В 1945 году Юрий Меженко вернулся в Киев, где возглавил Библиотеку Академии наук УССР. В 1947-ом снова переезжает в Ленинград, в 1952 году выходит на пенсию. Через восемь лет он окончательно возвращается в Киев, где работает заведующим редакцией библиографии Главной редакции Украинской советской энциклопедии.

Юрий Меженко был известным коллекционером. Всю свою жизнь он собирал материалы, связанные с жизнью и творчеством Т. Шевченко, свою «Шевченкиану». Уникальное собрание превышало 15 тысяч единиц хранения. В коллекцию вошли многочисленные издания произведений Кобзаря, работы про него и его творчество, книги, которые читал поэт, другие памятные вещи.

Коллекционер собрал также большое количество афиш, плакатов, приглашений, сообщений о выставках, спектаклях и торжественных соборах, которые были посвящены памяти поэта.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

 

Сергей Александрович Высоцкий родился в 1923 году в Полтаве. В результате серьезной травмы, полученной в детстве, до 1948 года он пребывал на постельном режиме. В 1951 году Сергей Высоцкий поступил на историко-философский факультет Киевского университета имени Т. Шевченко.

В 1956 году он был зачислен старшим научным сотрудником в Государственный историко-архитектурный заповедник «Софийский музей». С 1961 по 1963 год Сергей Высоцкий – ученый секретарь, а с 1964 по 1967 год – заведующий сектором комплектования фондов и экспозиций музея. Работая в «Софийском музее», ученый написал свою первую монографию «Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв.». В работе были опубликованы важные граффити, связанные с летописными сообщениями, а также с материалами, которые репрезентовали киевскую письменную школу и свидетельствовали о киевском говоре XI-XII веков.

В 1967 году начинается работа Сергея Высоцкого в Институте археологии АН УССР на должности старшего научного сотрудника отдела славяно-русской археологии. Здесь ученый создал «Корпус эпиграфических памятников Киева», в который вошли граффити из Софийского собора, церкви Михаила Выдубицкого монастыря, руин Успенского собора Киево-Печерского монастыря, Золотых ворот, Кирилловской церкви.

В 1967 году Сергей Высоцкий защищает кандидатскую диссертацию на тему «Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв.», а в 1978 году – докторскую на тему «Средневековые надписи Софии Киевской (по материалам граффити XI-XVII вв.)».

К научным интересам археолога, кроме древнекиевской эпиграфики, относилось изучение фресковой живописи Софийского собора, в частности светской. В своей работе «Светские фрески Софийского собора в Киеве» он атрибутировал загадочные композиции в башнях собора и связал их с изображением княгини Ольги на приеме у Константина Багрянородного в Царьграде.

Свои исследования Сергей Высоцкий связывал с изучением архитектуры Золотых ворот и Софийского собора. В 1970-1973 годах, во время работы в Киевской постоянно действующей экспедиции Института археологии, он провел детальное архитектурно-археологическое исследование Золотых ворот, материалы которого позже были использованы при их реконструкции.

С 1982 по 1985 год Сергей Высоцкий возглавлял Сектор археологии Киева Института археологии АН УССР. В 1985 году он становится ведущим научным сотрудником-консультантом Института.

Пребывая с 1992 года на пенсии, ученый не прекращал заниматься исследовательской работой, в это время он изучал культуру Киевской Руси. Будучи уже тяжело больным, Сергей Высоцкий правил верстку уникальной монографии «Київська писемна школа X-XII ст. (до iсторiї української писемностi)», которая вышла в печать в день его смерти.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Основной источник – Видатнi дiячi науки i культури Києва в iсторико-краєзнавчому русi України. Бiографiчний довiдник, 2005 год