Жизнь в Киеве
Киевские Пассажи: от доходного дома до Луи Виттона
Киевские Пассажи: от доходного дома до Луи Виттона

Автор Михаил КАЛЬНИЦКИЙ

Источник Газета по - киевски

Из четырех киевских пассажей сохранились два: на Крещатике и на площади Льва Толстого.

 Они, конечно, не соответствуют европейским архитектурным образцам, зато по цене аренды $5 тыс. за метр в год соперничают с Парижем. Обычно понятие «Пассаж» ассоциируется у киевлян с этим самым комплексом по Крещатику, 15: вот и городские власти уже не раз анонсировали реставрацию этого комплекса. Так, недавно вновь зашла речь о том, чтобы восстановить скульптурные группы по обе стороны громадной арки Пассажа – они «испарились» отсюда во время ремонтных работ 1998 года, хотя составляли немаловажную часть архитектурного облика строения. Но для наших предков все было не так однозначно: в дореволюционном Киеве пассажами считались по меньшей мере четыре места на разных улицах Киева. Насколько оправданным было для них такое название – это уже другой вопрос.

 


По-французски passage – «проход» или «переход». Именно во Франции, в Париже, между подножием Монмартра и берегом Сены в начале XIX века были устроены многочисленные торговые галереи под стеклянными крышами, которые и называли пассажами. До нынешней поры в Париже сохранилось около тридцати галерей-пассажей; они по-прежнему живописны и элегантны.

У многих наших соотечественников это слово ассоциируется с романом Чернышевского «Что делать?», где героиня в заключительной главе требует: «В пассаж!». Здесь речь идет о заведении, появившемся в Петербурге на Невском проспекте в 1848 году. Тот же пассаж фигурирует у Достоевского в рассказе о том, как крокодил проглотил столичного чиновника.

Купеческая Москва на рубеже XIX–XX веков увлеклась коммерческими пассажами – и внедряла их с присущим ей размахом. Кроме исполинских Торговых рядов на Красной площади (нынешний ГУМ), был выстроен трехъярусный Петровский пассаж и еще несколько подобных галерей. На украинской земле самым эффектным пассажем, безусловно, следует считать одесский. Его пышное строение возведено на исходе позапрошлого века на углу Дерибасовской и Преображенской улиц.


А что же Киев? Если бы мы оказались в матери городов русских лет эдак сто – сто двадцать назад, то оказалось бы, что тогда Пассажем называли параллельные корпуса на четной стороне Крещатика, слева от нынешнего здания «Главкиевархитектуры». Их возвели еще в 1860-е годы, впоследствии не раз реконструировали и надстраивали. Здания, правда, не образовывали сквозного прохода – заканчивались тупиковым шестиэтажным зданием на крутом перепаде рельефа, к тому же здесь не было сверху стеклянного навеса. Однако наших земляков устраивал и такой вариант. Стены комплекса были плотно увешаны вывесками портных и торговцев готовым платьем, бакалейщиков, продавцов табака, парикмахеров и т.п.


Иногда можно слышать еще о «малом Пассаже», в котором в 90-х проживал мэр Киева. Он находится на Красноармейской, 18 (одно из первых кооперативных зданий Киева, возведенное еще в 1911 году) и представляет собой тупичок без стеклянной крыши наподобие старого Пассажа. Но и это не все: существовал еще так называемый Дмитриевский Пассаж. То был совсем уже жалкий комплекс в виде вереницы магазинов между скромного вида зданиями в начале Дмитриевской улицы, в районе Евбаза (площади Победы). Его место давно занимает крупное современное здание.

Конечно, по европейским меркам наши уцелевшие Пассажи как бы никогда и не были настоящими пассажами. Но киевляне свыклись с ними и готовы предпочесть их даже самым фешенебельным проходам-галереям Парижа, Милана или Петербурга – тем более в киевском Пассаже уже давно обосновались бутики известных мировых брендов.

Самый известный киевский Пассаж начинался с того, что в начале ХХ века крупное коммерческое заведение – Киевское отделение страхового общества «Россия» – приобрело участок на нечетной стороне центральной улицы. Оно решило выгодно вложить часть своих капиталов в доходное строительство. Архитектор Павел Андреев разработал проект комплекса грандиозного Пассажа из шестиэтажных зданий в неоклассической стилистике, включавший добрую сотню магазинов.


Гигантская стройка начались в 1913 году. Вскоре вырос корпус с мощной аркой на Меринговской улице, от него потянулись два длинных параллельных здания… Реализовать проект Андреева помешала Первая мировая. Со стороны Крещатика долго еще сюда вела подворотня в почтенном трехэтажном строении. В то время бытовали понятия «старый Пассаж» (на четной стороне улицы) и «новый Пассаж» (на нечетной стороне).


Нацистская оккупация положила конец этому различию. Старый Пассаж осенью 1941-го превратился в руины. Тогда же сгорел и дом со стороны Крещатика в новом Пассаже. Вместо него в начале 1950-х годов архитектор Александр Малиновский выстроил эффектный объем с монументальной аркой, украшенной теми самыми утраченными ныне скульптурами: слева – труженики промышленности у чертежа, справа – колхозники с пухлым снопом.

Итак, на главную улицу столицы вышел фасад в духе обновленного Крещатика. Но собственно Пассаж остается еще в дореволюционных корпусах. Нижний этаж долго занимала вереница магазинов «Детского мира» (теперь их заменили бутики да кафетерии), а остальные помещения получили заслуженные люди. О них напоминают мемориальные доски: оперные певцы Борис Гмыря, Михаил Гришко и Иван Паторжинский; врач Анатолий Михнев, детский поэт Иван Нехода…

Жил здесь и замечательный киевский писатель Виктор Некрасов. Он, между прочим, оставил любопытное воспоминание о классицистических рельефах, которыми украшены здешние стены:

«Прожив в Пассаже двадцать пять лет, я только сейчас обнаружил на его фасаде, вернее, фасадах, массу интереснейших вещей. Обнаружил, например, кроме мужских и женских голов, молодых и пожилых, несметное количество гербов, гирлянд, поддерживаемых летящими гениями, ангелочков, орлов, бычьих черепов, ночных сов с распростертыми крыльями, факелов, жезлов Меркурия, бараньих голов с подвешенными к рогам ананасами и множество барельефов – детей, играющих со львом и львицей, обнаженных мужчин и женщин, из которых я точно узнал одного только Нептуна по трезубцу в руках, какие-то обнимающиеся пары»…