Архитектура Киева
«Фараон» на Киевских фонтанах
«Фараон» на Киевских фонтанах

Киевляне с особенной любовью относятся к фонтанам своего города. Вот уже на протяжении двух с половиной столетий каждый фонтан в Киеве имеет собственное имя. Я уже писал однажды о самом первом фонтане, сооружённом на Подоле в 1749 году и получившем имя «Самсон». Не менее любопытна история и других киевских фонтанов.

Следующий после «Самсона» – и первый на территории нынешнего центра города – фонтан был сооружён в 1843 году на Театральной (нынешней Европейской) площади знаменитым киевским губернатором (а также учёным, археологом и писателем) Иваном Фундуклеем на свои собственные средства. Киевляне прозвали фонтан «Иваном» – по имени губернатора-мецената. Этот фонтан прослужил почти 30 лет, и был разобран лишь в сентябре 1871 года, когда на его месте решено было возвести часовню в честь императора Александра ІІ.

Менее завидно сложилась судьба другого киевского фонтана, сооружённого генерал-губернатором Дмитрием Бибиковым на тогдашней Крещатикской площади (теперь Майдан Незалежности). Этот фонтан киевляне дружно окрестили «Уродом». Дело в том, что вместо того, чтобы фонтанировать, из его небольшой чаши на высокой опоре едва-едва лились чахлые струйки воды. Любопытно, что название «Урод» существовало не только в устной речи, но фигурировало также и в документах Городской Думы, фактически получив статус официального. Историки утверждают, что оно даже встречается в документах, отправлявшихся из Киева на подпись царю! 

В небольшом скверике, существовавшем перед Бессарабским рынком, находился фонтан «Моряк». Это неофициальное название он получил потому, что в его небольшом бассейне постоянно плавали «следы кораблекрушений»: тряпки, старые ботинки, коробки и прочий мусор. В итоге «Моряка» заменили чугунным фонтаном. После Второй мировой войны здесь установили новый фонтан – из красного полированного гранита. Из-за его формы и цвета он получил прозвище «Лотос» – и впрямь, он чем-то напоминал этот экзотический цветок… 

Когда же перед Бессарабским рынком начали строить подземный переход, «Лотос» перенесли в любимый киевлянами городской парк, расположенный за Национальной филармонией. Но и там «Лотосу» суждено было недолго стоять – парк подвергся капитальной перестройке в связи с сооружением здесь металлической арки-радуги в честь «воссо-единения Украины с Россией» (так в советские времена именовалась фактическая аннексия Украины). И только в 1998 году после реконструкции Крещатика фонтан нашёл наконец своё место – на Крещатике, у входа в Пассаж. Здесь он смотрится действительно органично, как будто с самого начала и был спроектирован для этой местности.

Ещё один необычный фонтан появился в конце XIX века в Николаевском парке (ныне – парк Т. Шевченко). Он назывался «Чёрное море», потому что действительно в точности повторял контуры Чёрного моря. Впрочем, это выглядело довольно двусмысленно, ведь Николай І, чьё имя носил парк и чей памятник стоял здесь же, на месте нынешнего памятника Т. Шевченко, Крымскую войну 1853–1856 годов… проиграл.

Ещё одним украшением и достопримечательностью парка являлись гипсовые статуи, занимавшие пьедесталы круглых бассейнов, а также место на параллельной аллее, расположенной за памятником Т. Шевченко. Ещё в конце 1950-х статуи ласкали глаз своей невинностью и целомудрием, но в начале 1960-х годов были уничтожены, поскольку показались коммунистическим вождям Украины, людям в массе своей малообразованным, «рассадником пошлости». Особенно их возмутила статуя полуобнаженной девушки, задумчиво расплетающей свою длинную косу.

В 1899–1901 годах завод инженера-предпринимателя Алексея Термена по заказу Киевского общества водоснабжения приступил к выпуску красивых чугунных конструкций в виде чаши цветка с литыми масками львов. Первый такой фонтан был установлен в сквере возле Золотых ворот. Он там находится и нынче. Затем такие же фонтаны-близнецы появились в Мариинском парке, на площади Ивана Франко, в сквере на улице Олеся Гончара. Аналогичные фонтаны, только размером чуть поменьше, появились тогда же в сквере неподалёку от Николаевского костёла (угол улиц Федорова и Красноармейской) и на Владимирской улице – за памятником Богдану Хмельницкому.

 

Если присмотреться, то можно увидеть, что на всех этих фонтанах маски львов неуловимо напоминают человеческие лица. Точнее, одно и то же лицо. С этим связана любопытная городская легенда. 

В литейном цеху завода, производившего фонтаны, в должности главного мастера работал некий человек скандального и дурного нрава. Он постоянно придирался к подчиненным, за что получил прозвище Фараон. Литейщики долго терпели грубияна, но когда он уехал в командировку в другой город, они сами внесли коррективы в уже готовые формы для новой серии фонтанов, которые необходимо было срочно изготовить. И вместо античного маскарона на всех изделиях «красовалась» злобная гримаса ненавистного Фараона… 

Когда он вернулся в Киев, было уже поздно – фонтаны были отлиты, установлены и работали на полную мощь. Сколько ни ходил обиженный главный мастер по инстанциям, сколько ни упрашивал запретить это издевательство над ним, даже обращался в суд, дальше бумажной волокиты дело не пошло. С тех пор минуло более ста лет, давно уже никто не помнит Фараона, однако его лик по-прежнему красуется на киевских фонтанах, отличая их от похожих собратьев в других городах. А фонтан у Золотых ворот официально признан памятником архитектуры и искусства.

 

История киевских фонтанов будет неполной, если не упомянем о когда-то знаменитом фонтане «Дружба народов» на Майдане Незалежности, ещё недавно считавшемся главным фонтаном страны. Сооружённый в советские времена, он находился там, где теперь расположен большой стеклянный купол. В первоначальном виде фонтан был украшен 15 скульптурами, символизировавшими 15 республик, входивших в состав Советского Союза. Затем эти скульптуры, сделанные на не очень высоком художественном уровне, демонтировали. И тут выяснилось, что в оголённом виде фонтан весьма напоминает… рулетку, отчего киевские острословы немедленно прозвали его «Рулеткой». Это неофициальное название закрепилось, просуществовав вплоть до того момента, когда Майдан Незалежности подвергся коренной реконструкции и принял свой нынешний вид.