Дома и сооружения Киева
Собор святого князя Владимира в Киеве
Собор святого князя Владимира в Киеве

Автор Анжелика Кузьмина, фото Александра

Источник http://www.nice-places.com

      Современный Киев претерпел значительные изменения по прошествии многих лет. В 19 веке до 60-х годов можно было увидеть древний город с его пустынными площадками, укреплениями, валунами. В то время Киев не был обустроен красивыми зданиями и постройками, не было величественных мостовых, дворцов, магазинов. Сегодняшние центральные районы в то время представляли собой одинокие и безлюдные пустыни. На месте Владимирского собора, Оперного театра и Киевского Университета ранее было просторное поле. Но время шло, и вместе с ним развивался город, меняя свой внешний облик.

Фото достопримечательностей Киева и Киевской области: Кафедральный Владимирский Собор в Киеве
Кафедральный Владимирский Собор в Киеве 


Митрополит Арсений стал инициатором в сборе денег на постройку храма, он сам лично пожертвовал 7 000 рублей, а его примеру последовал и остальной простой люд. За семь лет они смогли собрать примерно 100 000 рублей. Непосильный вклад внесла Киево-Печерская Лавра, которая дала 1 миллион кирпичей, сделанных на собственном заводе.

Владимирский собор в Киеве. История и процесс строительства

     15 июня 1862 год является днем празднования памяти князя Владимира, и именно в этот день митрополит Арсений завершил закладку Владимирского собора. Собор представлял собой старовизантийский стиль, который приветствовался еще со времен князей Ярослава и Владимира. Изначально проект был разработан так, чтобы собор имел вид креста с тридцатью куполами. Но идея не воплотилась в реальность, так как строение требовало значительных финансовых средств. В итоге перед нашими взорами предстал храм с семью куполами. Внешний вид Владимирского собора явно напоминал стиль строения зданий тех лет, когда все подчинялось «Николаевскому режиму» и поэтому от древних архитектурных конструкций пришлось отказаться.

     Постройка продолжалась до 1864 года, когда внезапно стены и арки стали трескаться. Чтобы исправить ситуацию требовалась большая сумма денег и за неимением оной, работы пришлось приостановить. В таком состоянии храм прожил 10 лет.
В 1875 году Государь Николай дал указ на продолжение строительства собора и к 1882 году все работы были закончены.

      Росписью собора занимались наилучшие специалисты тех годов.
Темой для живописи была «Дела спасения нашего», на стенах собора изображено 30 ликов, среди которых князья, святые мученики, юродивые. Как написано в одной из дореволюционных книг, роспись представляет всю историю русской веры, все стремления и силы на поиск правды, подвиг духа. Что самое интересное: серьезные лица отшельников и мучеников имеют яркий контур, их платья блещут светом и торжеством, движения покорны… Именно в таком понимании художники увидели слова Спасителя, знаменующих благое дело и легкое время. Роспись собора интерпретирует действия мучеников и сподвижников Руси, как свободное отношение и доверие к воле Отца.

       Всеми работами по украшению собора руководил сам Адриан Прахов, профессор искусств, археолог, знающий все истоки русской старины. История Киева никогда не вычеркнет со своих страниц имя профессора. Именно в Кирилловской церкви фрески 12 века были открыты Праховым, который там же возглавил расписные работы, выполненные Михаилом Врубелем.

       В составе художников активистом выступил Виктор Михайлович Васнецов, который обещал закончить работы через 2 года. На самом деле все обстояло по — другому: обещанных годов хватило только на завершение росписи алтарного образа Богоматери, а весь храм был украшен только через 11 лет. Чтобы совершить данную работу, художник готовился всю свою сознательную жизнь. Его отец был обыкновенным сельским священников, и сам он решил пойти по стопам своего прародителя, поступив в духовную семинарию.

       Художник во время работы в соборе отдал все свои силы, душу, старался писать с воодушевлением и необыкновенным напряжением. В связи с тем, что храм отапливался плохо, Васнецов постоянно ходил простудившимся и больным, он часто падал с лесов, чудом оставшись в живых.

       Самой лучшей композицией художника в религиозной живописи является образ Богородицы. Как говорил Васнецов, его долго мучили сомнения, какой же должен быть лик Божьей Матери, он хотел выразить максимально ярко ее страдания, покорность в эти мучениям. Видимо он так сильно думал об этом, что сама Пречистая помогла ему в этом. В один из дней, Прахов с Васнецовым увидели чудесную тень на алтаре, которая вырисовывала образы Пресвятой Девы, держащей на руках Богомладенца. Воспользовавшись моментом, Виктор Михайлович начал обводить контуры появившегося изображения, которое постепенно рассеялось на протяжении всего дня. И благодаря этому непредсказуемому появлению, на данный момент люди могут любоваться таким изящным произведением искусства, как образ Богоматери.

Фото достопримечательностей Киева и Киевской области: Богородица с младенцем — одна из выдающихся росписей Васнецова во Владимирском соборе
Богородица с младенцем — одна из выдающихся росписей Васнецова во Владимирском соборе 


       Также Васнецовым были написаны «Бог-Отец» и «Бог-Сын», «Собор Святителей» Русской и Вселенской Церквей, «Блаженство Рая», «Таинство Евхаристии», «Страшный Суд», «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», лики святых, князей и служителей. За 11 лет Виктор Михайлович расписал примерно 2 000 кв.м.

      Художник уникальным образом смог образы святых приблизить к наиболее живым лица, изобразив натурально красивые глаза, одинакового размера, разреза, цвета. Взор их отличается глубинной бездонностью из-за черноты краски, тем самым, создавая некое таинственное ощущение при просмотре этой композиции.

Завершив все рукописные процессы, Васнецов произнес фразу, которая стала исторически знаменитой: «Я поставил свечку Богу».

      Помимо Васнецова своим творческим трудом отличился еще один художник – это Михаил Нестеров, молодой живописец, работавший под началом Прахова. Его композиции отличались потрясающей мягкостью и нежностью образов. Его руки обладали даром писать не реальные события, а передавать всю их насыщенность и благоухание. Он успешно изобразил святых Мефодия и Кирилла, князей Глеба и Бориса, княгиню Ольгу и других иконостасов. Особой теплотой обладают такие композиции как «Богоявление», «Рождество Христово», «Воскресение Христово» и другие. Живописцы Вильгельм Котарбинский и братья Сведомские стали авторами росписей «Вознесение Господне», «Дней Творения», «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и др. Эти художники обучались в европейских заведениях и обладали даром западного письма. Их работы стали отличным фоном для создания уникальных и необычайно красивых композиций, исполненных Нестеровым и Васнецовым.

Фото достопримечательностей Киева и Киевской области: Кафедральный Владимирский Собор. Внутреннее убранство
Кафедральный Владимирский Собор. Внутреннее убранство 

    Незначительно место в истории написания образов досталось выдающемуся художнику Михаилу Врубелю, чья судьба отличилась особым трагизмом. Его эскизы не были одобрены и окончательно утверждены, он смог нанести на стены Собора лишь некоторые узоры.

     К росписи храма также привлекли и украинских живописцев, среди которых были А.А. Мурашко, С. Костенко, Н. Пимоненко, они внесли особый стиль и оригинальный жанр по написанию композиций. Иконостас изготовлен из серого каррарского мрамора, который считается самым качественным в Мире. Залежи Каррары добывались в горах, расположенных в Италии, а именно в скромной провинции Тоскана, из них изготавливали сырье для Микеланджело и удивительных флорентийских соборов. Владимирский собор с невероятным чувством вкуса украшен всевозможным мрамором, привезенного из разных уголков Планеты: Италии, Франции, Испании, России. Из мрамора также сделан пол собора в виде мозаики, в его создании участвовали лучшие мастера из Венеции.

     Прахов А.В. также является автором таких конструкций как бронзовые двери, на которых изображены фигуры князя Владимира и княгини Ольги. Роскошная утварь из серебра была изготовлена на заказ в ювелирной фирме Хлебникова.

Фото достопримечательностей Киева и Киевской области: Владимирский Собор. Общий вид
Владимирский Собор. Общий вид 


     20 августа 1896 год стал годом освящения Владимирского собора.
В начала строительства на тот момент прошло 34 года. Праздничное мероприятие посетил Государь Николай со своей женой Александрой Федоровной. Митрополит Иоанникий провел обряд священного освящения, всех работников наградили золотыми медалями, а некоторых даже посмертно.
Владимирский собор сразу заинтересовал многих современников, которые признали его настоящим произведением религиозного искусства на Руси.

      История храма – памятника началась с правления Николая первого, процесс строительства пришелся на царствование Александра второго и третьего, а завершен и освещен он был во времена Николая второго.

     Дальнейшие руководители страны распорядились собором в своих интересах. С 1929 года по 1941 год в храме находился музей, который активно вел антирелигиозный режим. Постоянная сырость и влага испортили настенные композиции и фрески, их дальнейшее существование находилось под риском полного разрушения. Во время оккупации страны в храме были возобновлено служение, после окончания войны – его закрыли, а в 60 – е годы снова открыли.

     На данный момент в соборе хранятся мощи священомученника Макария и великомученицы Варвары. Мощи святой Варвары были доставлены в Киев князем Святополком, а до этого на протяжении многих столетий они располагались в Михайловском Златоверхом монастыре, вес раки составлял 500 килограмм. Под натиском властного правления советского руководства монастырь был разогнан, а святые мощи перевезены во Владимирский храм. Единственной загадкой остается таинственной исчезновение серебряной раки.