Архитектура Киева
Киев – город крутой
Киев – город крутой

Автор Николай ПОЛИЩУК

Источник Газета по-киевски

Как и надлежит городу, расположенному на холмах, в Киеве – огромное количество спусков и подъемов. Есть всемирно известные крутые улицы, вроде Андреевского спуска, или древние, как Олеговская, или просто красивые, как Трехсвятительская или Круглоуниверситетская. Некоторые города гордятся своими спусками. Например, символ Одессы – Потемкинская лестница. А какая же из улиц Киева самая-самая крутая? Ни в каких энциклопедиях нам не удалось найти ответ. Поэтому «Газета...» отправилась проверять крутизну улиц непосредственно на месте.

 

Улица-пунктир имени Котовского

На Сырце, неподалеку от станции метро, стремительно поднимается вверх улица Котовского. Здесь, возле замысловатой конструкции, служащей для заправки поливочных машин, мы видим и знак, предупреждающий об извивистости дороги, и знак, показывающий наклон улицы в 12 градусов. Спасибо дорожным службам – эти указатели в дальнейшем помогут нам в наших исследованиях.


Улица Котовского вообще представляет собой нечто уникальное. Начинаясь от Интернациональной площади, она тянется до железнодорожных путей, где и обрывается, чтобы снова возникнуть уже на сырецких горах. Пройти ее от начала до конца не выйдет – на пути непреодолимым препятствием возникнут ручей и железнодорожная насыпь. Эдакая «дорога-пунктир» создает, конечно, серьезные неудобства своим жителям – водители такси, социальные службы часто не могут найти нужный дом, даже не подозревая, что улица имеет продолжение – через километр непроходимой чащи, да и въезжать на нее нужно с совершенно другой части города.


Улица со сменным углом наклона

С другой стороны сырецкой долины находится не менее крутая улица под названием Черкасская. Она удивительна тем, что проложена не по склону, а в самом прямом смысле слова прорезана посреди горы. Вместо тротуаров большие бетонные блоки подпирают собой массив холма, на котором стоят многоэтажки. Улица не только очень крутая, но и узкая, на ней и двум машинам трудно разъехаться. Впрочем, это совершенно не сказывается на аварийности Черкасской. Видимо, водители стараются ездить по такой странной улице аккуратнее. Хотя, рассказывают, здесь было в свое время одно транспортное происшествие – легковой автомобиль сбил… козу. Поблизости пролегает путепровод, возле которого запрещено высотное строительство. Это-то и сохранило старую застройку со всеми их козами.


Здесь тоже есть знаки, запрещающие движение в гололед и предупреждающие о спуске под углом десять градусов. Хотя не так давно здесь висел знак, указывавший другой угол наклона – двенадцать градусов. Вряд ли улица как-то поменялась, может, просто на складах дорожной службы вовремя не оказалось нужного дорожного знака?

 


Альтернатива Андреевскому спуску

Одна из старейших улиц города, Олеговская, незаслуженно забыта горожанами. Она несколько запущенная, хотя в последнее время и начала застраиваться современными особняками. Если не по крутизне, то, во всяком случае, по продолжительности подъема она не имеет себе равных в городе. Запыхаешься, пока доберешься наверх. Посмотрите на Щекавицу со стороны Нижнего Вала – и прикиньте, что эта улица ведет аж на самую верхушку горы.


Пестрое население живет на этой улице. С одной стороны перед нами – своеобразный «мусульманский уголок» – все-таки здесь находится татарское кладбище, мечеть. С другой – некоторые частные дома теперь скупили люди с достатком, перестроив их на свой лад. Сами же местные жители перебиваются в довольно ветхих одноэтажных домах частного сектора. Некоторые здания, уже пустующие, в свое время захватили студенты-художники.

Верхнюю же часть улицы Олеговской долгое время украшала установленная на пьедестал огромных размеров лодка с надписью «Одесса», недавно загадочным образом исчезнувшая. Прогулка здесь пойдет на пользу любому. Однако не очень что-то людно на мощеных камнем тротуарах улицы Олеговской. Почему-то горожане отдают предпочтение расположенному неподалеку Андреевскому спуску. Хотя прилизанный и вычищенный Андреевский с его лавочками и туристическими «заманухами» выглядит по сравнению с Олеговской как-то по-мещански, если, конечно, такое слово применимо по отношению к улицам.

 


Подножье Вала Ярославова

Один из нас до сих пор не без улыбки вспоминает, как в сильный гололед он с группой однокурсников рискнул свернуть на улицу Франко с Ярославова Вала. Для того, чтобы съехать вниз, хватило всего нескольких секунд. Зато подъем оказался не таким простым делом. Люди, с трудом сделав один-два шага к вершине, сразу же съезжали вниз.

Улица Франко в верхней своей части выглядит традиционно: аккуратные лестнички, заменяющие тротуары, брусчатка вместо асфальта на проезжей части. Отличительной чертой этой улицы является крутой и глубокий обрыв, который начинается сразу же за одним из тротуаров, в сторону улицы Чапаева. Надеемся, что все-таки туда никто не падал в темноте или после застолья.

Кстати, по большому счету, именно отрезок улицы Франко от Ярославова Вала до ул. Чапаева и оказался самым крутым изо всех исследованных нами улиц – с углом наклона в 15 градусов. Во всяком случае, если верить дорожным знакам.

 


Трехсвятительская с видом на город

Никуда не деться от крутых улиц даже в самом центре Киева. Что поделаешь, если и сам Крещатик был когда-то ручьем, а на Майдане было болото… Михайловская или Софиевская, Институтская или Костельная – они словно соревнуются между собой, кто из них круче. Во всех смыслах слова. Но снова-таки, самая крутая из центральных улиц – это Трехсвятительская.


На Трехсвятительской туристу есть на чем остановить взгляд. Михайловский Златоверхий собор. Костел. Аллеи, ведущие к памятнику Владимиру. Украинский дом. Сверху открывается красивый вид на Европейскую площадь, на улицу Грушевского… Может быть, Трехсвятительская и не самая крутая (на знаке тоже 10 градусов) в городе, но, во всяком случае, обзор отсюда наилучший.

 


Лютеранская – улица без тормозов

«Ведет ли эта дорога к храму?» – спрашивала героиня фильма «Покаяние». Эта улица ведет не к храму, она ведет к ослепительно-белому зданию президентской канцелярии. Поднимаясь вверх по Лютеранской, невольно задумываешься о том, что путь к вершинам власти труден и крут. Наклон в двенадцать градусов – это все-таки не игрушки.

Однажды крутизна Лютеранской сыграла злую шутку с водителем грузовика. Когда у КрАЗа отказали тормоза, многотонная махина понеслась вниз, проскочила через арку в жилом доме, прогромыхала по лестнице и остановилась, только врезавшись в массивный столб. Впрочем, жильцам Лютеранской досаждает не столько перепад высот, сколько то, что во время массовых акций милиция надежно перекрывает выходы на Крещатик и не пускает ни к магазинам, ни к метро.

 


Крутой спуск и Кругло-университетская

Даже в самой городской топонимике заложено понятие «крутизны». У нас есть улицы Крутая, Крутогорная, в конце концов, Крутой спуск. Интересно, что в городе традиционно крутые улицы называются «спусками» (их больше десятка), но при этом нет ни одного «подъема».

Круглоуниверситетская – это та часть нашего города, которую не грех показать приезжим. Ухоженные здания, оригинальная архитектура. Неудивительно, что здесь прописалось так много посольств и иностранных представительств. Но, поднимаясь по Круглоуниверситетской улице, совершенно невозможно представить себе, что в 1830-х годах, при проектировании, она рассматривалась как самый пологий путь с Печерска к новопостроенному киевскому университету. Видимо, в XIX столетии представления о крутизне были совсем другими.

 


Печерский спуск – не для роликов

Печерский спуск – тоже одна из улиц, претендующих на звание «самого крутого» спуска в Киеве. Во всяком случае, именно в этом уверяет стайка молодых людей на роликовых коньках, которую мы неожиданно встречаем на спуске.

– А как вы это определяете? – заинтересовались мы.

– Да очень просто: если, разогнавшись, останавливаемся только с помощью столба, значит, наклон достаточный, – пояснили они.

Что ж, и такая точка зрения имеет право на существование.