Достопримечательности Киева
Прогулка по Киеву Арсенальная площадь и улица им. Ивана Мазепы
Прогулка по Киеву Арсенальная площадь и улица им. Ивана Мазепы

Автор Ян Ольшанецкий

Источник Строительство и Реконструкция

Пройдемся  вдоль одной старой киевской улицы. Эта сравнительно короткая улица имеет очень долгую историю, уходящую во времена Киевской Руси. Она возникла на месте старой дороги, соединявшей Печерск со Старым городом и Подолом. Тогда эту дорогу называли Долгая нива. Здесь, в этой местности, находилось село Берестово, где были загородный дворец киевских князей, Печерский и Никольский монастыри.

Вокруг монастырей возникли Лаврская и Никольская слободки, в которых жили главным образом монастырские подданные. Позже улицу, возникшую на месте дороги, назвали Никольской. Возможно, по названию монастыря, хотя поводов для такого названия было несколько. На этой улице находился Никольский военный собор, или Большой Николай. Был еще и Малый Николай – Никольская церковь Никольского Слупского мужского монастыря.

Улица начиналась от Никольских ворот. Ворота эти находились в здании, известном как «казармы на перешейке». Это массивное кирпичное строение красного цвета, возведенное в 1846 — 50 годах по проекту архитектора П. Таманского – памятник фортификационной архитектуры, о чем гласит памятная доска на стене. Здание находится справа при выходе из  станции  метро  «Арсенальная».

Арсенальная

До нашего времени Никольские ворота не сохранились, а арки были заложены кирпичной кладкой в 1934 — 36 годах. Но если, выходя из станции метро «Арсенальная», сразу же повернуть направо и зайти за угол станции, то слева, в стене красного дома, мы увидим следы бывших полукруглых арок, обозначенных кирпичной кладкой, с окнами в середине. Сегодня здание с готическими элементами в отделке фасадов мало напоминает старинную крепость. В результате многочисленных перестроек исчезли бойницы для пушек. Вместо них появились окна. Исчез также естественный ров перед воротами «Провалье», через который был переброшен мост с подъемной секцией. В «Повести о жизни» К. Г. Паустовского мы встретим описание отдельных сюжетов, связанных  с  Никольскими  воротами.

Уже много лет здесь размещается военная  комендатура  города  Киева.Перед зданием комендатуры сегодня раскинулась Арсенальная площадь, в центре которой стоит памятник рабочим завода «Арсенал». В январе 1918 года при поддержке солдат запасного понтонного батальона, размещавшихся в Николаевских казармах рядом с воротами, рабочие подняли восстание, направленное против Центральной Рады. Восстание закончилось поражением и гибелью многих рабочих, участвовавших в боях. Один из корпусов завода «Арсенал» расположен напротив комендатуры. На его стенах до сих пор видны многочисленные следы от пуль и снарядов, напоминающие о событиях тех дней. В память об этой трагедии улицу Никольскую, на которой происходили кровавые события, в 1919 году назвали  улицей  Январского  Восстания.

Намерение дать этой улице имя Ивана Степановича Мазепы появилось еще в конце 90 — х годов прошлого века. Также предполагалось во время намечавшейся реконструкции улицы установить памятник на месте, где стоял собор, построенный на пожертвования гетмана. Но по каким — то причинам это не было сделано. В октябре 2007 года Киевсовет, все же, принял решение о переименовании. Этот акт был воспринят киевлянами неоднозначно, как неоднозначна сама фигура гетмана. Недовольными оказались жители улицы, мнения которых никто не спрашивал. Протестовали лаврские священники, так как в свое время Православная церковь предала анафеме гетмана, пошедшего против воли государя. Торжествовали те, кто хочет полностью стереть память о временах коммунистического прошлого. Те же, кто не имеет политических пристрастий, недовольны, что теперь нужно будет делать новые записи в документах, а предпринимателям – заново регистрировать свои предприятия. Народ наш уже привык к пренебрежению мнением людей со стороны власти. А Киевсовету следовало бы поинтересоваться этим мнением, а уж потом принимать решение!..

Памятник арсенальцам был установлен в 1923 году к пятилетию восстания. Он представляет собой пушку, какие использовали в боях восставшие рабочие, водруженную на пьедестал из тесаных камней красного гранита. Камни эти остались от установленного в 1914 году и снесенного в 1917 году памятника полковникам И. Искре и В. Кочубею (скульптор штабс — капитан П. Самонов). Памятник снесли за его, якобы, «опереточность», а бронзовые скульптуры сторонников Петра І и противников гетмана Ивана Мазепы пустили в переплавку на том же заводе «Арсенал». Ради справедливости надо сказать, что памятник не отличался высокими художественными достоинствами.

За монументом расположено здание наземного вестибюля станции метро «Арсенальная». Этот одноэтажный квадратный в плане павильон, завершающийся полусферическим куполом, был построен 1960 году (архитекторы Г. И. Гранаткин, С. И. Крушинский и Н. М. Щукина; скульпторы – И. В. Макогон, А. В. Нименко). Здание станции (№ 1) является памятником архитектуры, о чем сообщает памятная доска, установленная на фасаде. Станция «Арсенальная» – одна из самых глубоких в Киевском метро. Стена в небольшом нижнем вестибюле станции раньше была украшена горельефом на тему восстания арсенальцев. Но в 90 — х годах прошлого века он был демонтирован, а на его месте вскоре появилась  вездесущая  реклама.

Дома спецназначения

Угловой дом №3, выходящий на площадь, построен по проекту архитектора И. Каракиса в 1934 — 36 годах и является только частичным воплощением грандиозного проекта застройки всего квартала. Комплекс домов оригинальной архитектуры должен был создавать ансамбль, развернутый в сторону Днепра. За домом, вдоль днепровских склонов, предполагалось устроить пейзажную аллею с лестницей, спускающейся к реке. В глубине квартала стоит здание (№ 5) бывшего детского сада завода «Арсенал». Это еще одна осуществленная часть ансамбля. Однако проекту, видно, не суждено было быть реализованным. Строительству помешала надвигающаяся война, а после войны о старом проекте уже никто не вспоминал. Настали  совсем  другие  времена.

Строился комплекс для партийных и правительственных чиновников, которые при переносе столицы из Харькова должны были переехать в Киев. Длинный фасад дома со стороны улицы расчленен эркерами. На углу дома находится продуктовый магазин, а некоторые квартиры в первом этаже в последние годы переоборудованы под аптеку, магазины, офисы фирм.

Таких домов серого цвета и похожей архитектуры было построено в Киеве около десятка. Поскольку в них селили по «производственному» признаку, то киевляне так и называли эти дома: «дом железнодорожников», «дом журналистов», «дом партработников»… Кстати, один из них сегодня находится напротив, под номером 4/6. Сегодня фасады этих зданий окрашены в серо — голубые или в тепло — коричнево — бежевые тона, а когда — то они все были мрачного сероцементного  цвета.

На том месте, где Каракис построил свой большой дом, когда — то находился Никольский Слупский мужской монастырь. А на том месте, где сейчас находится угол Г — образного в плане сооружения, в 1710 — х годах была возведена Никольская церковь, которую еще называли «Малый Николай». Церковь имела барочные формы, ее главный грушевидный купол был вытянутым по вертикали и состоял как бы из двух ярусов. Купол покоился на высоком восьмигранном барабане, и все это сооружение напоминало столб. В ХІХ веке рядом с церковью была возведена колокольня. Церковь с колокольней были снесены в 30 — х годах  прошлого  века.

Прогулка по улице

Первый дом (№2) на четной стороне улицы – типичное для Киева, двухэтажное кирпичное строение начала ХХ столетия. В нем находятся 4 — я районная поликлиника и аптека. За зданием поликлиники проходит крошечный переулок, который носит название Инженерный. Название переулка возникло, вероятно, от инженерного ведомства, которое располагалось в доме №2. Дом этот в первые годы ХХІ века собирались снести, чтобы расширить площадь. Заодно планировалось снести клуб завода «Арсенал» по ул. Московской и находящиеся внутри квартала старые ветхие домики, а на их месте построить многоэтажный жилой комплекс. Но проект этот пока так и не был осуществлен.

В Инженерном переулке с одной стороны единственный дом – поликлиника, а с другой – два. Длина переулка настолько мала, что он может претендовать на звание самой короткой  улицы  Киева.

Пройдя немного далее, мы обращаем внимание на небольшое сооружение, которое числится под № 6. Фасад его окрашен в традиционные киевские цвета (сочетание желтого с белым). В цокольном этаже со старинными сводчатыми потолками разместился небольшой ресторанчик восточной кухни под названием «Ханой», предлагающий бизнес — ланчи и бизнес — обеды. Поэтому на мощеной брусчаткой площадке перед домом всегда  много  дорогих  машин.

Дом с двумя флигелями по бокам, построенный в стиле классицизма – памятник архитектуры, о чем свидетельствует памятная доска. Он был возведен в 1798 году по заказу коменданта Киево — Печерской крепости Ф. Л. Вигеля.

Но известен этот дом, как «дом Ипсиланти». Грек по происхождению, господарь Молдовы (1799 — 1802) и Валахии (1802 — 1806), Ипсиланти был участником и вдохновителем греческого освободительного движения против гнета Османской Империи. После подавления турками восстания в Молдове и Валахии Ипсиланти вместе с семьей бежал и нашел пристанище в Киеве.

Ф. Л. Вигель отдал в его распоряжение дом, в котором поселился, и с 1807 по 1816 годы проживал с семьей Константинос Ипсиланти. Здесь жили два его сына – Александр и Дмитрий, которые также были активными участниками вооруженной борьбы за свободу Греции. Подвижнической жизнью Ипсиланти восхищались многие его современники. Был среди них и А. С. Пушкин. А французский деятель де Легард после знакомства в Киеве с Ипсиланти описал его яркую и полную приключений жизнь в своих мемуарах. Познакомившись с ними, Александр Дюма использовал некоторые эпизоды биографии при написании своего романа «Граф Монте — Кристо».

Переулок за этой усадьбой одно время назывался Ипсилантьевским. Потом много лет он существовал под названием улицы Аистова. Сейчас старое название улицы  возвращено.

В 1833 году Киево — Печерская лавра приобрела старый дом с усадьбой, разместив здесь иконописные мастерские. Позже для мастерских было построено специальное здание на территории лавры, куда они и переехали.

В 1980 — х годах в доме на Никольской работал известный специалист — реставратор, профессор А. В. Прахов, руководивший работой по росписи Владимирского собора. Знаменитый живописец И. Е. Репин во время пребывания в Киеве навещал Адриана Прахова в этом доме.

В бывшем старинном двухэтажном флигеле усадьбы Ипсиланти помещается посольство республики Латвия. Обратим внимание на то, что после дома № 6 следуют № 6а и № 6б. Они раньше принадлежали к одной усадьбе. Следующий дом обозначен № 10. Это 7 — этажное здание новой постройки с подземным паркингом во дворе. Оно построено в начале нынешнего века «Киевгорстроем» по заказу частной фирмы. Фасад здания на уровне первого этажа облицован полированными плитами красного гранита. Выше он отделан лицевым кирпичом с вкраплениями белых лепных украшений. Рядом с домом расположена  широкая  арка  с  воротами.

За этим зданием, во дворе, сохранился кирпичный трехэтажный домик. Из памятной доски на стене мы узнаем, что это – памятник архитектуры, и здесь находилась офтальмологическая клиника. Ее основали предприниматель — филантроп Николай Попов и его супруга Елизавета. Для клиники в 1885 году и был построен по проекту архитектора В. Николаева этот двухэтажный дом. Здесь бесплатно оказывалась медицинская помощь неимущим киевлянам, страдавшим глазными болезнями. Позже в здании надстроили третий этаж. Сейчас здесь находится учреждение, также имеющее отношение к медицине – Медтехника.

На месте дома № 10 ранее находился одноэтажный кирпичный дом, построенный в 1899 году по проекту гражданского инженера М. Артынова. В нем размещалась столовая благотворительной офтальмологической клиники Н. и Е. Поповых. Последнее время дом занимала Спасательная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям. Постройка снесена в 1990 — х годах вместе с еще одним одноэтажным домиком, который числился под ныне отсутствующим  №8.

Трамваи и не только

По этому отрезку улицы Январского Восстания до 90 — х годов прошлого века проходили два маршрута трамваев: 27 — й и 35 — й. Маршрут № 27 начинался от Дворца Спорта, проходил через улицу Мечникова, Кловский спуск, ул. Грушевского и Январского Восстания, поворачивал на ул. Суворова, по Старонаводницкой спускался к мосту Патона, и далее через Днепр шел до Воскресенского жилого массива. Маршрут № 35 начинался у Центрального вокзала, по ул. Саксаганского доходил до Дворца Спорта, а далее шел в основном по маршруту 27 — го трамвая. Только конечная остановка  его  была  на ул.  Сабурова.

Это были удобные маршруты, связывавшие новые районы с центром. В 90 — х годах городская администрация объявила, что линии будут реконструированы. Движение составов станет более тихим за счет того, что будут проложены новые, современные бесшумные пути. Рельсы будут лежать на резиновых прокладках, вместо шпал будут уложены железобетонные панели, которые создадут идеальные условия и для трамваев, и для жителей этих улиц. Несколько месяцев люди и автомашины ходили по ухабам, и, наконец, пошел трамвай! Действительно,  ездить  стало  лучше.

Но, как говорится, не долго музыка играла. Сначала по непонятным причинам оба маршрута укоротили до Ленинградской площади. Прошло еще года полтора, и трамвайные пути, которые, как обещали городские власти, должны были выдержать без ремонта двадцать лет, неожиданно были сняты. Вместо «устаревшего» трамвая пустили троллейбус и автобусы, которые ходят по коротким маршрутам и часто стоят  в  автомобильных  пробках.

Было объявлено, что на улицах, где уклон превышает 60, трамваями ездить опасно. Произошла парадоксальная вещь: старые трамваи победили конку в конкуренции именно на крутых спусках гористого Киева, а сегодня современные мощные машины на тех же спусках оказались опасными. А ведь в старом Киеве трамваи ходили по таким крутым улицам, как Владимирский спуск и нынешняя улица Грушевского, Кругло — Университетская и Прорезная, Толстого  и  Глубочицкая.

Политику уничтожения трамваев в городе, где появился первый в России трамвай, продолжила новая городская администрация. Были сняты рельсы с моста им. Патона и Проспекта Воссоединения. Разорвалась единая в прошлом сеть трамвайных маршрутов правобережного и левобережного Киева.

Под предлогом улучшения дорожных условий для автомобильного транспорта были ликвидированы еще несколько трамвайных маршрутов. Свою ошибку, к сожалению, городские власти осознали поздно, когда стал задыхаться киевский метрополитен. Теперь планируется снова пустить трамвай по мосту им. Патона. Только через несколько лет. После его реконструкции…