Достопримечательности Киева
На углу Крещатика можно было попасть в «Злую Яму»
На углу Крещатика можно было попасть в «Злую Яму»

Автор Дмитрий Лавров

 

Когда мы говорим, что на четной стороне Крещатика сохранились два квартала довоенной застройки, то бываем не совсем точны. Существуют два старых здания на отрезке между улицами Прорезная и Богдана Хмельницкого (бывшей Фундуклеевской), которые до июня 1941 года являлись самыми заметными архитектурными сооружениями в этой части Крещатика. Речь идет о Центральном универмаге, построенном в 1939 году в формах конструктивизма, и здании бывшего Русского банка для внешней торговли (арх. Лидваль, 1915) — классический пример итальянского ренессанса.

Универмаг напоминает больше очертания Мавзолея на Красной площади в Москве: отполированные блоки красного гранита служат ему основанием, а высокий фронтон на углу составлен из двух положенных друг на друга разновеликих кубов. Такой творческий подход исповедовали создатели проекта — группа архитекторов мастерской Щусьева, автора Мавзолея Ленина в Москве.

 

А вот от «детища» Лидваля веет романтикой. «Ко мне является Флоренция, фосфоресцируя домами, и открывает, как дворецкий, свои палаццо и туманы», — писал в середине прошлого века Вознесенский. Вот в образе одного из флорентийских палаццо и решен фасад здания на Крещатике, 32. Четыре рустованных этажа венчает карниз с высоким парапетом, двумя обелисками по краям и геральдическим картушем по центру со скульптурами двух фигур, символизирующих Торговлю и Мореплавание. Между окнами расположены растительные и геометрические орнаменты, а над витринами — маскароны.

До революции это респектабельное здание размещалось рядом с пассажем Ждановского, о котором следует рассказать подробнее. Старый пассаж, как его называли киевляне, являлся наиболее «бойким» местом на Крещатике. Здесь было сосредоточено множество магазинов, небольших кафешек и развлекательных заведений. Интересно, что на знаменитой картине Николая Пимоненко «Киевская цветочница» (1897) изображен именнно этот многолюдный уголок улицы. Улыбающаяся девушка с цветами и ослепительное солнце как бы олицетворяют радость и торжество жизни на фоне серой будничной суеты.

Район старого пассажа в начале века превратился еще и в центр местной кинематографии. В самом здании размещался небольшой кинотеатр Шанцера (позже — детских и хроникальных фильмов), справа (на углу Прорезной) — кинотеатр «Корсо», а слева (Крещатик, 38) поражал своими размерами целый «кинодворец» на 1100 мест с раскрашенными под мрамор колоннами, построенный тем же Шанцером. Следут сказать, что австриец Антон Шанцер сыграл немаловажную роль в развитии кино. Но в годы первой мировой войны его обвинили в том, что, снимая окрестности Киева, он передавал врагу информацию, связанную с расположением секретных военных объектов. В результате на усадьбу Шанцера (Крещатик, 42) и два его кинотеатра власти наложили суровый секвестр.

Любопытна и история возведения Центрального универмага. Находясь в эмиграции, Александр Куприн опубликовал в 1930 году рассказ «Фердинанд», в котором, в частности, говорится: «То, о чем я говорю, действительно произошло под новый 1899 год в Киеве… Вечером я пообедал в «Злой яме», так назывался подземный трактирчик на углу Крещатика и Фундуклеевской…» Далее идет подробное описание трапезы, которая закончилась посещением паноптикума (музея восковых фигур), расположенного на первом этаже этого дома. Писателя настолько потрясло увиденное — застывшие фигуры политиков, императоров и знаменитых убийц стояли здесь вперемешку с банками с телами заспиртованных уродов — что он не прочь был снова спуститься в «Злую яму».

После революции добротный 4-этажный дом, где происходили упомянутые события, снесли. Старые киевляне рассказывали, что на этом месте потом находился зверинец, где прыгали обезьяны, ползали змеи, а в бассейне плавал крокодил. Наконец, в 1930 году приступили к строительству большого Дома книги, которое завершилось через пять лет. Так и стоять бы зданию веками, если бы не вердикт «общественного мнения». Выяснилось, что проет архитектора Холостенко «не соответствует требованиям архитектурно-планировочного порядка». В 1936 году огромный комплекс разбирают по кирпичику, чтобы на его месте возвести здание нового универмага.