Архитектура Киева
Театральная, Царская, Европейская – площадь трех эпох и пьедесталов
Театральная, Царская, Европейская – площадь трех эпох и пьедесталов

Автор Дмитрий Лавров

Источник Сегодня

Видимо, у этой исторической местности, расположенной на пересечении Крещатика с тремя дорогами, ведущими на Печерск, Подол и Верхний город, такая уж топонимическая судьба. Если в начале ХIХ века площадь называлась Конной, то потому, что здесь постоянно проводились конные ярмарки. Построили в 1806 году театр (арх. Меленский) — и площадь преобразилась в Театральную. Снесли театр и в 1851 году возведи здание гостиницы (арх. Беретти), площадь тут же превратилась в Европейскую, так как гостиница тоже называлась "Европейская".

В 1870 году у входа в нынешний Крещатый парк появляется железная часовня в честь "чудесного спасения Государя Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года во время покушения на него" (так гласили официальные источники). Местность приобретает статус августейшего предназначения. Площадь уже называется Царской. Назревают планы сооружения тут величественного монумента.

И, наконец, 30 августа 1911 года (в годовщину 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости) на площади в торжественной обстановке открывается памятник императору Александру II, автором которого был итальянский скульптор Этторе Ксименес. Монумент представлял собой многофигурную композицию, исполненную в бронзе и граните, в центре которой возвышался постамент со статуей императора. В нижней части размещалась скульптура женщины в кокошнике с туго заплетенными косами (олицетворяющая образ России) в окружении крестьян. Надпись «Царю-Освободителю — благодарный Юго-Западный край» объясняла композиционный замысел центрального триптиха. Сам же царь-освободитель, облаченный в военную форму с эполетами, стоял на пьедестале в полный рост. Гранитные крылья ансамбля с бронзовым фризом («Некоторые моменты из жизни и деятельности монарха») соединяли центральный постамент с двумя другими, размерами поменьше, на фоне которых располагались скульптурные группы, символизирующие Милосердие и Правосудие.

Грозный шквал Октября 1917 года смел с пьедесталов царя и к «нему примкнувших», а заодно — и само название площади — Царская. Теперь она уже называлась Третьего Интернационала. А на том постаменте, где некогда возвышалась фигура самодержца, стоял уже новый хозяин, гигантских размеров красноармеец. Страж революции был одет в армейскую шинель и крепко сжимал в руке десятиметровую винтовку.

Но и этот персонаж монументального искусства вскоре канул в Лету. Революционный дым развеялся, страна зажила мирной жизнью. Требовались другие герои и другие образы наглядной пропаганды. Уже проектировались грандиозные правительственные центры с величественными статуями вождей партии и революции. Приближалась «волна» новостроек и к бывшему Купеческому саду, срочно переименованному в Пролетарский. Все остатки «буржуйского» зодчества были разобраны. На их месте появились каскады фонтанов, уходящие конусом к верхней площадке Пролетарского сада. Следовало чем-то завершить архитектурную композицию, и, естественно, выбор пал на скульптурное изображение символа эпохи.

Так, в центре Киева, на зеленом холме над Крещатиком появился монумент Сталину. Фотографии, связанные с этим событием, датируются 1939 годом. «Отец и учитель всех народов», одетый в китель и брюки военного покроя, задумчиво смотрит вдаль, словно вынашивает новые планы построения бесклассового общества, а у его ног, в тон общей идиллии, мирно струятся фонтаны. После войны памятник на свое место так и не вернулся, зато сама площадь уже официально стала называться площадью Сталина (1944). Интересно, что местность на противоположном конце городской магистрали Крещатик—Красноармейская получила название Сталинки (ныне — Демиевка). Оба района были связаны троллейбусным маршрутом N1.

Со временем троллейбусную линию сняли, названия поменяли, и только единицы из старых киевлян сегодня время от времени пользуются этой давно забытой топонимикой.