Улицы и площади
Квартал просвещения на Владимирской
Квартал просвещения на Владимирской

Автор Дмитрий Лавров

Источник Сегодня

 

Комплекс домов по нечетной стороне улицы Владимирской (между ул. Хмельницкого и бул. Шевченко) можно по праву назвать кварталом Просвещения. Здесь сосредоточены и гуманитарный корпус Киевского университета, и прославленный Дом учителя, и грандиозное здание Академии наук Украины. Правда, в начале прошлого века все перечисленные здания предназначались для иных, хотя и аналогичных целей. Желтое (в отличие от красного) университетское здание было воздвигнуто в формах русского классицизма в 1850 году по проекту Александра Беретти. Сначала в нем размещалась 2-я мужская гимназия, затем — Катетский корпус и, наконец, знаменитая 1-я мужская гимназия, воспетая ее выпускниками Булгаковым и Паустовским, "Стовосьмидесятиоконным, четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная гимназия", — писал Булгаков в "Белой гвардии".

Построенное в виде буквы «П» здание отличалось внушительным порталом в форме ризалита с плоскими пилястрами коринфского ордера и аттиком, увенчанным двуглавым орлом. Усадьба учебного заведения была настолько огромной, что в ней нашлось и место для покоев женской гимназии святой княгини Ольги (ул. Терещенковская, 4). Стены особняка постоянно достраивались и расширялись, пока правительство не выделило деньги на строительство нового учебного комплекса.

11 июля 1914 года, в день чествования памяти равноапостольной княгини, произошла торжественная закладка здания гимназии в стиле ампир, автором которого стал архитектор Павел Алешин. Для зодчего место возведения объекта было новым и на практике уже проверенным. Три года до этого (28 августа 1911 года) здесь же, в усадьбе 1-ой мужской гимназии (Владимирская, 57), увидел свет первых архитектурный шедевр Алешина — здание Педагогического музея цесаревича Алексея. Этот 3-этажный белокаменный дворец в стиле неоклассицизма с овальным фасадом и полукруглым куполом из стекла не мог оставить равнодушным никого. В нем перекликались отзвуки форм Тадж-Махала и рельефов Парфенона. Инкерманский камень и финский гранит подчеркивали легкость линий строения. Фриз на тему просвещения, опоясывающий фасад здания сверху (ск. Дитрих и Козлов), завершал общую композицию.

Интересно, что ко дню открытия музея киевский ювелир Маршак изготовил уменьшенную серебренную модель здания, а спонсор строительства купец Могильцев «верноподаннейше» вручил ее прибывшему на торжества императору Николаю II с наследником Алексеем и всей семьей.

Что касается возведения учебных корпусов Ольгинской гимназии, то здесь Алешину пришлось пережить несколько этапов творческого вдохновения. Первая мировая война «притормозила» столь успешно начатое строительство. К 1927 году сооружение комплекса было закончено, и в него въехала Всеукраинская академия наук. Но после Второй мировой войны зодчий снова возвращается к работе над генпланом застройки квартала между улицами Владимирской, Хмельницкого, Терещенковской и бул. Шевченко. Известен его проект 1948 года, где он объединяет существующие здесь здания Академии наук, институтов зоологии, геологии, ботаники, истории, музея Ленина и Университета в единое урбанистическое пространство. Главный принцип этой идеи функционирует и сегодня