Исчезнувшая архитектура

Церковь, сошедшая с конвейера
Церковь, сошедшая с конвейера

Автор Андрей Сантарович

Источник Комментарии

Сто сорок лет назад на месте современного цирка появилась железная церковь. Но создателям проекта так и не удалось поставить производство православных храмов на поток

Сегодняшняя площадь Победы мало чем напоминает шумную Галицкую площадь. На той не было ни цирка, ни торгового центра, зато был знаменитый Еврейский базар – Евбаз, о котором вспоминали многие писатели. Сегодня о нем напоминает разве что вывеска кафе напротив входа в супермаркет. А украшением Галицкой площади была Железная Иоанно-Златоустовская церковь. Cвоим расположением именно на Галицкой площади, около торговых рядов Евбаза, она обязана просьбам самих прихожан, которые посчитали отсутствие на рыночной площади церкви большим упущением.

История храма началась в 1858 году, когда городские власти решились на перенос деревянной приходской церкви Иоанна Златоуста с Большой Житомирской улицы (сейчас на ее месте стоит дом под номером 9). Храм этот был построен еще в 1731 году для немногочисленных тогда жителей Верхнего города. Со временем церковь пришла в упадок, а место, где ее поставили, было крайне неудобным – небольшой деревянной церкви приходилось соседствовать с Софийским собором и Михайловским монастырем. Николай Лесков написал в «Печерских антиках», как дьячок Златоустовской церкви буквально затаскивал в храм богомольцев, которые шли в Десятинную церковь и на Подол.

Когда же в 1866 году место для новой Златоустовской было определено на Галицкой площади, генерал-губернатор Александр Безак предложил провести эксперимент – построить церковь по оригинальной системе инженера Никкельса. Система эта состояла в том, что главным материалом для сооружения церкви выбиралось не дерево или камень, а металл. Это должно было ускорить строительство и давало возможность поставить сооружение храмов на поток, изготовляя серии стандартных составных частей. Никкельс очень быстро изготовил церковь в Петербурге, после чего ее разобрали и отправили в Киев, где уже был подготовлен фундамент. В марте 1868 года части храма прибыли в город вместе с другим аналогичным сооружением – железной часовней Александра Невского.

Установка часовни стала своеобразной тренировкой перед возведением значительно большей Железной церкви. Часовню строили «в память чудесного спасения Государя Императора»: 4 апреля 1866 года террорист Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. В память о спасении императора во всех больших городах Российской империи были построены церкви или часовни в честь Александра Невского. Когда на такое сооружение собирали деньги в Киеве, стало известно, что вскоре в городе начнется строительство новой церкви Иоанна Златоуста. Прихожане старой деревянной церкви предложили вместо часовни пристроить на собранные деньги алтарь к новому храму. Однако Городская дума не одобрила эту идею, и для часовни был разработан отдельный проект тем же Никкельсом. Железную часовню весом в 7 тонн смонтировали на Царской площади (нынешняя Европейская площадь) в 1870 году. Позже, в 1911 году, на месте часовни соорудили памятник Александру II, а часовню перенесли в Царский сад, где она стояла до 1930-х годов.

Что же касается самой Железной церкви, то при ее возведении проблемы сменяли друг друга одна за другой. Началось все с того, что Никкельс почему-то отказывался ехать в Киев монтировать свое детище, а киевский архитектор Николай Юргенс, которому было поручено строительство, так же упорно не желал начинать его без автора технологии. После длительных проволочек автор церкви все-таки выехал в Киев, но по дороге заболел и умер. Собирать здание пришлось Юргенсу при помощи архитектора Михаила Иконникова. Дело значительно усложнялось тем, что детали не совпадали либо были повреждены во время разборки и транспортировки. К тому же, куда-то пропали чертежи сооружения. В итоге церковь, части которой прибыли в Киев в 1868 году, была завершена и освящена только 16 августа 1871 года.

Конструкция церкви представляла собой железный каркас, на котором монтировались железные листы, составлявшие стены и крышу здания. Железным был и центральный купол. Четыре боковых купола, а также фронтоны, капители и лестницы были отлиты из чугуна, а оконные рамы и кресты – из кованого железа. Внутри церковь была обложена кирпичом, тогда как пол был сделан цементным. Все сооружение весило 85 тонн.

Очень быстро стало понятно, что технология Никкельса себя не оправдывает – именно из-за свойств железа. Летом в раскаленную Железную церковь невозможно было зайти, а зимой, несмотря на четыре печки, помещение плохо нагревалось. Почти сразу же из-за плохой вентиляции стены покрылись плесенью, так что дышать во время службы было почти невозможно. И все-таки храм на многолюдной базарной площади продолжал функционировать. Именно здесь в 1877 году был крещен будущий поэт и художник Максимилиан Волошин.

История этого сооружения, как и часовни, закончилась в 30-х годах. Так, в 1931 году Наркомат образования признал церковь не имеющей исторического значения, а в 1934 году ее закрыли и уничтожили. Формальным поводом к демонтажу послужила реконструкция трамвайных путей. После войны были снесены и торговые ряды – на пустующем месте красовалась огромная круглая клумба. А позже здесь построили цирк и разбили небольшой скверик. Сегодня о церкви напоминает лишь название Златоустовской улицы, берущей свое начало от площади Победы.